Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

лагаемые (ожидаемые) отношения с тренером.

Методику можно использовать и для оценки социаль­но-психологической наблюдательности тренера, степени точности его представлений о происходящих в команде процессах. В этом случае сам тренер с помощью шкалы оценивает предполагаемое к нему отношение со стороны определенных игроков или всей команды, а затем сопо­ставляет свои оценки с ответами игроков. В результате таких сопоставлений может оказаться, что с некоторыми игроками недоразумения у тренера возникают не из-за реальных расхождений в реальных межличностных оцен­ках друг друга, а из-за «кажущихся» разногласий. В дру­гих случаях тренер может и завышать свою предполагае­мую оценку, проявляя известную «нечувствительность» к назревающему конфликту.

Обычно отношения спортсменов к тренеру исследуют­ся в начале и конце сезона. В отдельных случаях тести­рование может проводиться и в середине сезона, когда проверяется прочность контакта тренера со спортсмена­ми (в период наиболее напряженной работы, после се­рии поражений и т. д.).

Оценивать отношения лучше заблаговременно, не до­жидаясь открытых конфликтов в команде. В некоторых случаях процедура опроса выполняет функцию «психоло­гической разрядки», дает возможность игрокам полно­стью выразить свое отношение к тренеру, «облегчить ду­шу». Поэтому опасения тренера, что опрос игроков может повлиять на его отношения, неблагоприятно отра­зиться на работе с командой, психологически не оправ­даны.

В отдельных случаях, когда у тренера отношения с командой уже напряжены, не следует проводить опрос накануне ответственных соревнований. С другой стороны, опросы перед ответственными турнирами сразу же после успешно проведенного подготовительного периода могут иметь внушающее действие: игроки лишаются возможно­сти «обвинять» тренера в неудачном выступлении.

В любом случае изучение отношений спортсменов к тренеру должно иметь профилактический характер, спо­собствовать их успешной совместной деятельности. Сле­дует иметь в виду, что благоприятный контакт тренера со спортсменами зависит от того, насколько успешно он организует их учебно-тренировочную работу, решает воп­росы материально-технического снабжения, интересуется личными, учебными и бытовыми делами спортсменов, и от того, насколько его каждодневное общение со спорт­сменами соответствует их ожиданиям и потребностям. Отметим хотя бы коротко основные положения, которыми может руководствоваться тренер, решивший наладить контакт со своими воспитанниками после того, как  он получит полную картину сложившейся в команде си­туации. Из трех компонентов отношения наиболее подвижным

является поведенческий. Иными словами, легче всего тре­неру самому изменить свое внешнее поведение по отношению к спортсменам  (чаще беседовать с ними, выслушивать их мнение, интересоваться их делами и т. д.).         

Оглавление