Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

Работа с ядром коллектива имеет самые разные ас­пекты и, конечно, не сводится только к организации же­лаемых межличностных связей и взаимовлияний в коман­де. Однако здесь речь пойдет главным образом об управ­лении коммуникативным поведением лидеров в процессе совместной деятельности.

Чаще всего лидерами команды являются сильнейшие спортсмены, ведущие игроки, обладающие высоким ста­тусом и авторитетом в команде. К сожалению, не всегда спортсмен, добивающийся сам или в составе команды вы­соких результатов в соревнованиях, благоприятно влияет на своих партнеров. Нередко именно лидеры, от которых тренер и партнеры ждут активности в руководстве коман­дой, особенно в напряженных ситуациях, либо проявля­ют «непонятную пассивность», либо становятся источни­ками конфликтов и дезорганизации коллективных дейст­вий. В результате лидеры не только не могут проявить своих возможностей, отвлекаясь на различного рода по­сторонние факторы, но и затрудняют деятельность своих партнеров, вызывая у них своим молчанием или агрес­сивным поведением неблагоприятные психические состоя­ния, а иногда и срывы (особенно у молодых игроков).

Причинами такого поведения лидеров могут быть: а) личностные особенности этих спортсменов, способст­вующие их повышенной конфликтности (агрессивность, стремление к доминированию, завышенная самооценка, недостаточная самокритичность, чрезмерная мотивация достижения и ориентация на задачу, повышенная возбу­димость и импульсивность и др.); б) отсутствие необхо­димых коммуникативных навыков и умений взаимодейст­вия с другими участниками совместной деятельности; в)    неблагоприятные деловые или межличностные отношения с определенными партнерами; г) своеобразие их прошлого спортивного и эмоционального опыта («с нами лидеры команды обращались так же»).

Коррекцию нежелательного поведения лидеров лучше ачать заблаговременно, хотя, как показывает практика, ущественных изменений в характере, направленности интенсивности их общения можно добиться и непосредственно в ходе соревновательной деятельности путем срочных воздействий.

Тренер сам или с помощью психолога команды должен проделать следующую подготовительную работу:

1)          провести серию наблюдений за общением и деятельности лидера в контрольных, то-5арищеских или официальных играх (соревнованиях) выяснения того, в каких именно ситуациях поведе­те этого спортсмена является нежелательным для коман­да, а также для ответа на вопрос о том, насколько типич­ным является это поведение, на кого чаще всего бывают направлены негативные реакции лидера. Все эти реакции и действия фиксируются количественно, и составляется полная картина круга общения лидера, результативности его индивидуальной и коллективной деятельности;

2)         

Оглавление