Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ
Работа с ядром коллектива имеет самые разные аспекты и, конечно, не сводится только к организации желаемых межличностных связей и взаимовлияний в команде. Однако здесь речь пойдет главным образом об управлении коммуникативным поведением лидеров в процессе совместной деятельности. Чаще всего лидерами команды являются сильнейшие спортсмены, ведущие игроки, обладающие высоким статусом и авторитетом в команде. К сожалению, не всегда спортсмен, добивающийся сам или в составе команды высоких результатов в соревнованиях, благоприятно влияет на своих партнеров. Нередко именно лидеры, от которых тренер и партнеры ждут активности в руководстве командой, особенно в напряженных ситуациях, либо проявляют «непонятную пассивность», либо становятся источниками конфликтов и дезорганизации коллективных действий. В результате лидеры не только не могут проявить своих возможностей, отвлекаясь на различного рода посторонние факторы, но и затрудняют деятельность своих партнеров, вызывая у них своим молчанием или агрессивным поведением неблагоприятные психические состояния, а иногда и срывы (особенно у молодых игроков). Причинами такого поведения лидеров могут быть: а) личностные особенности этих спортсменов, способствующие их повышенной конфликтности (агрессивность, стремление к доминированию, завышенная самооценка, недостаточная самокритичность, чрезмерная мотивация достижения и ориентация на задачу, повышенная возбудимость и импульсивность и др.); б) отсутствие необходимых коммуникативных навыков и умений взаимодействия с другими участниками совместной деятельности; в) неблагоприятные деловые или межличностные отношения с определенными партнерами; г) своеобразие их прошлого спортивного и эмоционального опыта («с нами лидеры команды обращались так же»). Коррекцию нежелательного поведения лидеров лучше ачать заблаговременно, хотя, как показывает практика, ущественных изменений в характере, направленности интенсивности их общения можно добиться и непосредственно в ходе соревновательной деятельности путем срочных воздействий. Тренер сам или с помощью психолога команды должен проделать следующую подготовительную работу: 1) провести серию наблюдений за общением и деятельности лидера в контрольных, то-5арищеских или официальных играх (соревнованиях) выяснения того, в каких именно ситуациях поведете этого спортсмена является нежелательным для команда, а также для ответа на вопрос о том, насколько типичным является это поведение, на кого чаще всего бывают направлены негативные реакции лидера. Все эти реакции и действия фиксируются количественно, и составляется полная картина круга общения лидера, результативности его индивидуальной и коллективной деятельности; 2) 123456[7]8910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||