Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ
Понятно, что для оптимизации общения могут применяться как отдельные подходы и способы управления : коммуникативным поведением, так и комплексы таких | способов. Здесь важно учитывать два фактора: а) необходимость логической связи планируемых воздействий и взаимовлияний с конкретными задачами обучения, воспитания и подготовки команды и б) комплексность меро-I приятии, связанных с целостной системой педагогически целесообразных воспитательных воздействий, ориентиро-! ванных на заранее планируемый срочный и отдаленный эффект. ; В общем виде такая система способов оптимизации межличностного общения при подготовке команды может включать: — планирование воздействий, внутригрупповых связей; : — собственно организацию влияний, межличностного общения; : — регулирование и корригирование воздействий на основе текущего контроля за их эффективностью; — итоговый учет соответствия результатов воздейстВИЯ И КОНТРОЛЬ ЗЭ НИМИ. Как показывает опыт, для предотвращения психологического срыва у молодого, не уверенного в своих силах ; игрока, который выключается из игры после собственных ошибок и неблагоприятной реакции партнеров, целесообразно следующее. j Тренер или психолог выясняет ЗПК и ЗПД для этого '. спортсмена, анализирует ситуативные психотравмирующие факторы. Результаты беседы с игроком сопоставляются с данными наблюдения за его состоянием и поведением на площадке, за реакцией партнеров на его действия. Затем выделяется один или два воздействующих, обычно из числа партнеров опекаемого в его линии. Проводится (перед игрой) беседа с воздействующим, разъясняется его задача и намечается план поведения и общения с опекаемыми в конфликтных психотравмирующих ситуациях. ЗПК создается путем исключения психотравмирующих факторов и организации щадящего режима.
После игры тренер оценивает действия спортсменов н: вносит в них необходимые коррективы. Желательно, что-' бы об организации воздействий другие члены команды, и особенно сам опекаемый, не знали. Многократное участие агрессивных лидеров в поддержке своих партнеров корректирует их поведение я ,стиль общения, оздоровляет взаимоотношения. У опекаемого умело созданная ЗПК даже при щадящем, охрани-1тельном режиме повышает волевую активность. Однако,для формирования волевых качеств более показан стимулирующий, жесткий режим общения. Поскольку при этом, затрудняется взаимодействие между спортсменами, то создание ЗПД целесообразнее практиковать в тренировочных и контрольных играх. При рассогласовании групповых действий в линии; или между линиями выясняют: ; 12345678910111213141516171819202122[23]2425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||