Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

Понятно, что для оптимизации общения могут применяться как отдельные подходы и способы управления :   коммуникативным поведением, так и комплексы таких |   способов. Здесь важно учитывать два фактора: а) необ­ходимость логической связи планируемых воздействий и взаимовлияний с конкретными задачами обучения, воспитания и подготовки команды и б)   комплексность   меро-I   приятии, связанных с целостной системой педагогически целесообразных воспитательных воздействий, ориентиро-!   ванных на заранее планируемый срочный и отдаленный

эффект. ;        В общем виде такая система способов   оптимизации межличностного общения при подготовке команды может включать:

— планирование воздействий, внутригрупповых свя­зей;

:        — собственно организацию влияний, межличностного

общения; :        — регулирование и корригирование воздействий на    основе текущего контроля за их эффективностью;

— итоговый учет соответствия результатов воздейстВИЯ И КОНТРОЛЬ ЗЭ НИМИ.

Как показывает опыт, для предотвращения психологического срыва у молодого, не уверенного в своих силах ;   игрока, который выключается из игры после собственных ошибок и неблагоприятной реакции партнеров, целесооб­разно следующее. j        Тренер или психолог выясняет ЗПК и ЗПД для этого '.   спортсмена, анализирует ситуативные   психотравмирующие факторы. Результаты беседы с игроком сопоставля­ются с данными наблюдения за его состоянием и пове­дением на площадке, за реакцией партнеров на его дейст­вия. Затем выделяется один или два    воздействующих,    обычно из числа партнеров опекаемого в его линии. Про­водится (перед игрой) беседа с воздействующим, разъясняется его задача и намечается план поведения и обще­ния с опекаемыми в конфликтных   психотравмирующих ситуациях. ЗПК создается путем исключения психотрав­мирующих факторов и организации щадящего режима.

 

После игры тренер оценивает действия спортсменов н: вносит в них необходимые коррективы. Желательно, что-' бы об организации воздействий другие члены команды, и особенно сам опекаемый, не знали.

Многократное участие агрессивных лидеров в под­держке своих партнеров корректирует их поведение я ,стиль общения, оздоровляет взаимоотношения. У опекаемого умело созданная ЗПК даже при щадящем, охрани-1тельном режиме повышает волевую активность. Однако,для формирования волевых качеств более показан стиму­лирующий, жесткий режим общения. Поскольку при этом, затрудняется взаимодействие между спортсменами, то создание ЗПД целесообразнее практиковать в тренировочных и контрольных играх.          

При рассогласовании групповых действий в линии; или между линиями выясняют:          ;

Оглавление