Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕМежличностные симпатии и антипатии формируются достаточно быстро и легко переносятся на деловую сферу (занижение или завышение профессиональных качеств тренера). Это характерно особенно для спортсменов с высокой потребностью в близких, дружеских, товарищеских контактах. Наиболее постоянной является оценка профессиональной компетентности тренера. Принципиальные расхождения в вопросах техники и тактики особенно у уже сложившихся спортсменов с новым тренером или у тренера сборной команды с отдельными игроками позволяют с достаточным основанием предсказать непродуктивность их дальнейшей работы и даже серьезные конфликты. Следовательно, благоприятный деловой контакт с тренером можно рассматривать как косвенный показатель того, что в принципиальных вопросах организации игровых действий, методики подготовки тренер и спортсмены являются единомышленниками. Сдвиги в оценках у спортсменов по этому компоненту могут свидетельствовать о том, что тренер перестал расти профессионально и ориентируется только на свой прошлый игровой опыт. Повышенная критичность у спортсменов может быть связана и с их личностным созреванием, с тем, что они , становятся более самостоятельными, приобретают соревновательный и жизненный опыт. Нередко тренеру, который давно знает своего воспитанника, трудно перестроиться, понять, что недавний юноша уже взрослый человек, имеющий свое мнение по целому ряду вопросов.
И, наконец, последнее. При диагностике и коррекции отношений со спортсменами тренер особое внимание должен обращать на свой контакт с лидерами, ведущими спортсменами, которые задают тон в команде. В спортивном коллективе вследствие внутригруппового общения и интенсивности) межличностных влияний тренер имеет дело не с отдельными игроками; а с целым коллективом или группировками. Поэтому нарушение отношений с од-ним-двумя отрицательными лидерами может осложнить работу и с другими игроками, для которых они являются авторитетными. Характеристика спортивной команды Работа со спортивным коллективом предполагает хорошую ориентировку в тех групповых процессах, которые определяют сплоченность или разобщенность игроков, их эмоциональное самочувствие и, следовательно, вклад каждого спортсмена в общекомандный успех. Поэтому одним из важнейших разделов психолого-педагогического контроля в команде является оперативная диагностика особенностей этого коллектива и общегрупповой ситуации (психологической атмосферы), характерной для команды в тот или иной период. Мы опишем две довольно простые шкалы для срочной 1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647[48]49505152535455565758596061
|
||||||||||
|
||||||||||