Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

Межличностные симпатии и антипатии формируются достаточно быстро и легко переносятся на деловую сферу    (занижение или завышение   профессиональных ка­честв тренера). Это характерно особенно для спортсменов    с высокой потребностью в близких, дружеских, товари­щеских контактах.

Наиболее постоянной является оценка профессиональ­ной компетентности тренера. Принципиальные расхож­дения в вопросах техники и тактики особенно у уже сложившихся спортсменов с новым тренером или у тренера сборной команды с отдельными игроками позволяют с достаточным основанием предсказать непродуктивность их дальнейшей работы и даже серьезные конфликты. Следовательно, благоприятный деловой контакт с тренером можно рассматривать как косвенный показатель того, что в принципиальных вопросах организации игро­вых действий, методики подготовки тренер и спортсмены являются единомышленниками. Сдвиги в оценках у спорт­сменов по этому компоненту могут свидетельствовать о том, что тренер перестал расти профессионально и ориен­тируется только на свой прошлый игровой опыт.

Повышенная критичность у спортсменов может быть связана и с их личностным созреванием, с тем, что они ,   становятся более самостоятельными, приобретают сорев­новательный и жизненный опыт.

Нередко тренеру, который давно знает своего воспи­танника, трудно перестроиться, понять, что недавний юно­ша уже взрослый человек, имеющий свое мнение по це­лому ряду вопросов.

 


И, наконец, последнее. При диагностике и коррекции отношений со спортсменами тренер особое внимание дол­жен обращать на свой контакт с лидерами, ведущими спортсменами, которые задают тон в команде. В спор­тивном коллективе вследствие внутригруппового общения и интенсивности) межличностных влияний тренер имеет дело не с отдельными игроками; а с целым коллективом или группировками. Поэтому нарушение отношений с од-ним-двумя отрицательными лидерами может осложнить работу и с другими игроками, для которых они являются авторитетными.

Характеристика спортивной команды

Работа со спортивным коллективом предполагает хо­рошую ориентировку в тех групповых процессах, кото­рые определяют сплоченность или разобщенность игро­ков, их эмоциональное самочувствие и, следовательно, вклад каждого спортсмена в общекомандный успех.

Поэтому одним из важнейших разделов психолого-педагогического контроля в команде является оператив­ная диагностика особенностей этого коллектива и обще­групповой ситуации (психологической атмосферы), характерной для команды в тот или иной период.

Мы опишем две довольно простые шкалы для срочной

Оглавление