Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕрассматривающему сознание масс в качестве «поля» для производства массовых настроений, мнений, чувств в соответствии с произволом внешней воли и частного интереса» (А. И. Пригожий, 1970). Подобно этому задача воздействия на личность или группу в советской психологии выступает как задача воспитания, т. е. не одномоментного, а систематического, длительного привития определенных взглядов, убеждений, ценностей, привычек навыков поведения. Понятно поэтому, что в психолого-педагогическом плане существенный интерес представляет ответ на вопрос о том, каков кумулятивный эффект многократного участия как ведомых, так и лидеров в подобных экспериментах и насколько устойчивы положительные сдвиги в их коммуникативном поведении. Как пример приведем результаты двухлетнего наблюдения за уровнем коммуникативной активности волейболиста Т. в 53 официальных играх. Речь идет о динамике
общения неформального лидера команды, который первоначально не проявлял должной активности в общении и не знал, что может положительно влиять на своих партнеров. В некотором смысле эти результаты дают и самое общее представление о развитии коммуникативных возможностей и ведомых. Как видно из рис. 20, привычным для игрока Т. было недостаточно интенсивное общение, ггри этом на долю продуктивных обращений (рис. 20, а) приходилось лишь 54,2% общения (наблюдения в играх 1—8). В результате многократного участия игрока Т. в экспериментах с организацией взаимовлияний в команде (9, 10, 12, 21, 22, 27,: 29) тип его коммуникативного поведения существенно изменился (рис. 20, б): увеличилось число инициируемых обращений, практически исчезло непродуктивное обращение (неодобрения, резкие замечания, обвинения). После некоторого перерыва, когда у игрока Т. уже сформировался новый тип коммуникативного поведения, ее больше не ориентировали на адекватное общение с партнерами (29—53). В результате уровень коммуникативной активности игрока Т. остался примерно прежним, но в структуре общения возросла доля непродуктивного общения (до 30,1%), а в некоторых случаях количество неодобрений превысило число продуктивных обращений (32,42,47), В данном исследовании специально не изучались условия изменения и формирования новых типов коммуникативного поведения, их устойчивости. Однако результаты свидетельствуют о том, что, создавая оптимальные режимы внутригруппового общения с целью организации адекватных взаимовлияний в команде, можно существенно повысить уровень волевой и коммуникативной активности игроков, увеличить продуктивность их общения. Кроме того, они будут более ясно осознавать свои возможности как в саморегуляции собственного поведения, так и в управлении поведением, действиями, в регуляции неблагоприятных психических состояний товарищей по команде. Кумулятивный эффект многократного регулирования 1234567891011121314151617[18]19202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
||||||||||
|
||||||||||