Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

рассматривающему сознание масс в качестве «поля» для производства массовых настроений, мнений, чувств в со­ответствии с произволом внешней воли и частного инте­реса» (А. И. Пригожий, 1970). Подобно этому задача воздействия на личность или группу в советской психоло­гии выступает как задача воспитания, т. е. не одно­моментного, а систематического, длительного привития определенных взглядов, убеждений, ценностей, привычек навыков поведения.

Понятно поэтому, что в психолого-педагогическом плане существенный интерес представляет ответ на воп­рос о том, каков кумулятивный эффект многократного участия как ведомых, так и лидеров в подобных экспери­ментах и насколько устойчивы положительные сдвиги в их коммуникативном поведении.

Как пример приведем результаты двухлетнего наблю­дения за уровнем коммуникативной активности волей­болиста Т. в 53 официальных играх. Речь идет о динамике


общения неформального лидера команды, который пер­воначально не проявлял должной активности в общении и не знал, что может положительно влиять на своих парт­неров. В некотором смысле эти результаты дают и самое общее представление о развитии коммуникативных воз­можностей и ведомых.

Как видно из рис. 20, привычным для игрока Т. было недостаточно интенсивное общение, ггри этом на долю продуктивных обращений (рис. 20, а) приходилось лишь 54,2% общения (наблюдения в играх 1—8). В результате многократного участия игрока Т. в экспериментах с орга­низацией взаимовлияний в команде (9, 10, 12, 21, 22, 27,: 29) тип его коммуникативного поведения существенно изменился (рис. 20, б): увеличилось число инициируемых обращений, практически исчезло непродуктивное обра­щение (неодобрения, резкие замечания, обвинения). После некоторого перерыва, когда у игрока Т. уже сфор­мировался новый тип коммуникативного поведения, ее больше не ориентировали на адекватное общение с парт­нерами (29—53). В результате уровень коммуникативной активности игрока Т. остался примерно прежним, но в структуре общения возросла доля непродуктивного обще­ния (до 30,1%), а в некоторых случаях количество не­одобрений превысило число продуктивных обращений (32,42,47),

В данном исследовании специально не изучались ус­ловия изменения и формирования новых типов коммуни­кативного поведения, их устойчивости. Однако результа­ты свидетельствуют о том, что, создавая оптимальные режимы внутригруппового общения с целью организации адекватных взаимовлияний в команде, можно существен­но повысить уровень волевой и коммуникативной актив­ности игроков, увеличить продуктивность их общения. Кроме того, они будут более ясно осознавать свои воз­можности как в саморегуляции собственного поведения, так и в управлении поведением, действиями, в регуляции неблагоприятных психических состояний товарищей по команде.

Кумулятивный эффект многократного регулирования

Оглавление