Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

           существенные сдвиги как в поведении, так и в успешности игро­вого взаимодействия(табл. 18).

Как видно из табл. 18, в результате организации взаимовлияний в команде интенсивность продуктив­ного    общения    возросла почти в 2 раза, а интен­сивность непродуктивного общения уменьшилась по­чти в 3 раза.   Количество ошибок   (в  пересчете   на 1  партию)  осталось при­мерно на том же уровне (различия   статистически не   значимы), но   теперь ошибки уже не приводи­ли к нарушению игровых связей   или     возникнове­нию   конфликтов, коман­да    стала    играть   почти в 2 раза самоотверженнее и результативнее.

Организация взаимной помощи и поддержки бы­ла поручена игрокам 1 и б. Доля продуктивного общения возросла с 25 до 93% у игрока 1 и с 82,2 до 93% у игрока 6. Интен­сивность продуктивного общения при этом увеличилась у воздействующих в 4 раза, а интенсивность непродуктивного общения снизилась в 2 раза.

Организация адекватных условиям деятельности взаи­мовлияний в команде через различные формы   продук­тивного общения предотвращает возникновение межлич­ностных конфликтов, неодобрений и пререканий. Спорт­смены доброжелательнее и внимательнее относятся друг к другу, ориентация на   помощь партнерам   в общении побуждает воздействующих на помощь (страховка, более точное выполнение совместных действий, стремление ис­править ошибку партнера и т. д.). Характерна реакция игроков, включенных в психологические связи, на попыт­ки игрока 4 (не участвовавшего   в эксперименте — «сво­бодного») выражать, как прежде, недовольство партне­рами. Так, игрок 1  (в прошлом самый активный «агрес­сор») с удивлением говорил игроку 4: «В чем дело? Ведь все же играют! Ты чего   это бубнишь?»    В самоотчете после игры игрок 4 отметил, что сразу же почувствовал неуместность своих замечаний и что   общее* настроение взаимной поддержки как-то захватило и его и он также стал поддерживать партнеров, интенсивнее сопереживать

их успех.

Сравнение игрового вклада воздействующих, опекае­мых, «свободного» игрока и команды в целом показыва­ет, что при организации взаимовлияний все играют само­отверженнее, возрастает количество успешных действий в нападении и при блокировании, уменьшается количест­во допущенных ошибок (рис.

Наблюдения за 14 волейбольными командами в эк­спериментальных (63 партии) и контрольных (59 партий) играх позволили выявить достаточно плотную связь (/( = 0,773, Р<0,01) между уровнем организации взаимо­влияний,   в команде   и   результатом   ее   выступления

При этом оказалось, что существенное значение для общего исхода встречи имеет время установления опти­мальных режимов общения. Уровень связи между этими показателями   также     достаточно   высок     (х2 = 20,73, Р<0,001). Все десять игр были выиграны, когда инструк­ции спортсменам давали непосредственно в ходе игры с учетом сложившейся игровой обстановки. Это объясняет- ? ся, по-видимому, тем, что процесс взаимодействия имеет \ вероятностный характер и до игры бывает трудно пред- ( сказать, как он будет протекать (кто   будет   допускать  ошибки, какое сопротивление окажет команда противни- [ ка), хотя достаточно точно можно   прогнозировать   ша1 правленность и характер общения между игроками. Меж- i

Оглавление