Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕсущественные сдвиги как в поведении, так и в успешности игрового взаимодействия(табл. 18). Как видно из табл. 18, в результате организации взаимовлияний в команде интенсивность продуктивного общения возросла почти в 2 раза, а интенсивность непродуктивного общения уменьшилась почти в 3 раза. Количество ошибок (в пересчете на 1 партию) осталось примерно на том же уровне (различия статистически не значимы), но теперь ошибки уже не приводили к нарушению игровых связей или возникновению конфликтов, команда стала играть почти в 2 раза самоотверженнее и результативнее. Организация взаимной помощи и поддержки была поручена игрокам 1 и б. Доля продуктивного общения возросла с 25 до 93% у игрока 1 и с 82,2 до 93% у игрока 6. Интенсивность продуктивного общения при этом увеличилась у воздействующих в 4 раза, а интенсивность непродуктивного общения снизилась в 2 раза. Организация адекватных условиям деятельности взаимовлияний в команде через различные формы продуктивного общения предотвращает возникновение межличностных конфликтов, неодобрений и пререканий. Спортсмены доброжелательнее и внимательнее относятся друг к другу, ориентация на помощь партнерам в общении побуждает воздействующих на помощь (страховка, более точное выполнение совместных действий, стремление исправить ошибку партнера и т. д.). Характерна реакция игроков, включенных в психологические связи, на попытки игрока 4 (не участвовавшего в эксперименте — «свободного») выражать, как прежде, недовольство партнерами. Так, игрок 1 (в прошлом самый активный «агрессор») с удивлением говорил игроку 4: «В чем дело? Ведь все же играют! Ты чего это бубнишь?» В самоотчете после игры игрок 4 отметил, что сразу же почувствовал неуместность своих замечаний и что общее* настроение взаимной поддержки как-то захватило и его и он также стал поддерживать партнеров, интенсивнее сопереживать их успех. Сравнение игрового вклада воздействующих, опекаемых, «свободного» игрока и команды в целом показывает, что при организации взаимовлияний все играют самоотверженнее, возрастает количество успешных действий в нападении и при блокировании, уменьшается количество допущенных ошибок (рис. Наблюдения за 14 волейбольными командами в экспериментальных (63 партии) и контрольных (59 партий) играх позволили выявить достаточно плотную связь (/( = 0,773, Р<0,01) между уровнем организации взаимовлияний, в команде и результатом ее выступления При этом оказалось, что существенное значение для общего исхода встречи имеет время установления оптимальных режимов общения. Уровень связи между этими показателями также достаточно высок (х2 = 20,73, Р<0,001). Все десять игр были выиграны, когда инструкции спортсменам давали непосредственно в ходе игры с учетом сложившейся игровой обстановки. Это объясняет- ? ся, по-видимому, тем, что процесс взаимодействия имеет \ вероятностный характер и до игры бывает трудно пред- ( сказать, как он будет протекать (кто будет допускать ошибки, какое сопротивление окажет команда противни- [ ка), хотя достаточно точно можно прогнозировать ша1 правленность и характер общения между игроками. Меж- i 12345678910[11]1213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||