Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕхотел бы иметь такого брата (сестру), 2) хотел бы иметь такого друга, 3) хотел бы иметь такого товарища в компании, 4) хотел бы иметь такого соседа по квартире, 5) хотел бы жить с ним в одном доме, 6) хотел бы, жить с ним в одном городе, 7) предпочел бы жить с ним в разных городах. Первые выборы во всех случаях характеризуют самую близкую межличностную дистанцию и наибольшую приемлемость партнера в деловом или межличностном плане. Как и при социометрии, здесь важны выбор значимых и реальных для группы ситуаций и мотивация самих выборов. Сочетание индивидуальных и групповых оценок дает представление о том, насколько партнеры приемлемы друг для друга и для всей команды в целом. Таким образом, с помощью социометрической процедуры и шкалы приемлемости можно достаточно оперативно выявить как индивидуальные предпочтения, так и гсамую общую картину главным образом эмоциональных (кто кому нравится или не нравится) межличностных отношений в команде. Однако, как мы уже убедились при рассмотрении способов управления коммуникативным поведением взаимодействующих партнеров, симпатии и антипатии обязательно учитываются тренером, но взаимовлияния участников тем не менее организуются часто вопреки их выборам или отказам. И дело здесь не только в необходимости исходить из логики и требований совместной деятельности и специфики коллективных задач. Управление, а тем более оптимизация внутригрупповых связей и отношений, совместной деятельности членов команды невозможны без выявления круга лиц, на мнения и оценку которых человек готов ориентироваться и которые, следовательно, являются для него референтно значимыми. Для выявления круга лиц, значимых для человека в отношении оценки качеств его личности, способов его поведения, мнений и ориентации, служит специальная экспериментальная процедура референтометрия, предложенная и обоснованная Е. В. Щедриной *.
12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940[41]4243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||