Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕвынуждены не только выполнять определенные взаимодействия, но и эмоционально реагировать так или иначе друг на друга, общаться между собой. Следовательно, деятельность как бы задает характер межличностных отношений и общения, вынуждает спортсменов нередко помимо желания или потребностей реагировать на происходящее. Если с этой точки зрения проанализировать особенности - межличностного общения взаимодействующих партнеров, мы убедимся, что нежелательные или желательные взаимовлияния спортсменов во многом зависят от способов организации их совместной деятельности, В спортивных играх, например, встречаются ситуации, которые на первый взгляд кажутся проявлением «психологической несовместимости» партнеров: игроки часто действуют несогласованно, обвиняют друг друга в ошибках, пререкаются. И действительно, их личностные особенности и представления о необходимых действиях могут играть известную роль в этих конфликтах. Однако истинная причина скрыта в таком распределении их -функций, которое постоянно создает ситуация неопределенности в их взаимодействии (например, «перехлест» зон взаимодействия или, наоборот, «ничейные» зоны). Такая ситуация и вызывает конфликты.. Как мы видим, чаще всего эти упражнения или особые виды взаимодействия вызывают у партнеров или спонтанные положительные эмоции, повышенный эмоциональный фон, или недовольство друг другом, агрессивные реакции, обиду и т. п. Таким образом, в основе подобных взаимных влияний и эмоционального реагирования лежат ролевые отношения партнеров, их функциональная взаимосвязь. Конфликты и неадекватные реакции возникают, как правило, при рассогласованности взаимодействия из-за различного объема работы партнеров, нечеткого распределения их функций, несоответствия их психофизиологических возможностей, привычных образцов и способов взаимодействия с характером выполняемых функций. Различное восприятие ситуаций взаимодействия, различная ориентация и мотивация партнеров могут быть дополнительными факторами, способствующими возникновению нежелательных межличностных влияний и конфликтов. Вероятность такого рода конфликтов особенно велика при комплектовании новых линий и звеньев, а также при изменении или расширении диапазона игровых амплуа (например, у членов сборных команд). Тренерам и психологам можно рекомендовать два. основных направления в практическом применении косвенного способа управления межличностными влияниями в команде через специальную организацию совместной деятельности: 1) специальный анализ уже применяемых средств и методов учебно-тренировочной работы со спортсменами с точки зрения того, какие межличностные контакты и взаимовлияния при этом возникают. При этом особое внимание надо обращать на ситуации вынужденного общения; 1234567891011121314151617181920[21]22232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||