Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

вынуждены не только выполнять определенные взаи­модействия, но и эмоционально реагировать так или ина­че друг на друга, общаться между собой.

Следовательно, деятельность как бы задает характер межличностных отношений и общения, вынуждает спорт­сменов нередко помимо желания или потребностей реаги­ровать на происходящее. Если с этой точки зрения про­анализировать особенности - межличностного общения взаимодействующих партнеров, мы убедимся, что неже­лательные или желательные взаимовлияния спортсменов во многом зависят от способов организации их совмест­ной деятельности,

В спортивных играх, например, встречаются ситуа­ции, которые на первый взгляд кажутся проявлением «психологической несовместимости» партнеров: игроки часто действуют несогласованно, обвиняют друг друга в ошибках, пререкаются. И действительно, их личностные особенности и представления о необходимых действиях могут играть известную роль в этих конфликтах. Однако истинная причина скрыта в таком распределении их -функций, которое постоянно создает ситуация неопределенности в их взаимодействии (например, «перехлест» зон взаимодействия или, наоборот, «ничейные» зоны). Такая ситуация и вызывает конфликты.. Как мы видим, чаще всего эти упражнения или особые виды взаимодей­ствия вызывают у партнеров или спонтанные положитель­ные эмоции, повышенный эмоциональный фон, или не­довольство друг другом, агрессивные    реакции,    обиду

и т. п.

Таким образом, в основе подобных взаимных влияний и эмоционального реагирования лежат ролевые отноше­ния партнеров, их функциональная взаимосвязь. Конф­ликты и неадекватные реакции возникают, как правило, при рассогласованности взаимодействия из-за различного объема работы партнеров, нечеткого распределения их функций, несоответствия их психофизиологических воз­можностей, привычных образцов и способов взаимодей­ствия с характером выполняемых функций. Различное восприятие ситуаций взаимодействия, различная ориента­ция и мотивация партнеров могут быть дополнительными факторами, способствующими возникновению нежела­тельных межличностных влияний и конфликтов.

Вероятность такого рода конфликтов особенно велика при комплектовании новых линий и звеньев, а также при изменении или расширении диапазона игровых амплуа (например, у членов сборных команд).

Тренерам и психологам можно рекомендовать два. основных направления в практическом применении кос­венного способа управления межличностными влияниями в команде через специальную организацию совместной деятельности:

1)          специальный анализ уже применяемых средств и методов учебно-тренировочной работы со спортсменами с точки зрения того, какие межличностные контакты и взаимовлияния при этом возникают. При этом особое вни­мание надо обращать на ситуации вынужденного об­щения;

Оглавление