Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ(А. В. Петровский) предполагает тщательный анализ условий, логики и значимости групповых и командных действий с целью выделения ситуаций взаимодействия, в которых общение между игроками является обязательным, желательным или излишним. Иными словами, для каждой ситуации игрового взаимодействия „определяется инициатор и адресат (реципиент) коммуникации, содержание передаваемой информации, адекватная форма сообщения и, наконец, время коммуникации (до,.во время или после действия). Естественно, что необходимость воздействий может быть.продиктована не только особенностями игровой ситуации или конкретных совместных действий. Следует 121 учитывать также уровень и однородность подготовленности спортсменов, стаж и опыт их совместной игры, знание особенностей и возможностей партнеров и т. п. Таким образом, учет индивидуально-психологических, социально-нсихологических и деятельностных факторов при организации желаемых взаимовлияний предполагает прежде всего четкую ориентацию на особенности конкретных личностей с прогнозированием возможного эффекта планируемых воздействий.
Покажем, как на практике осуществляется программа управления коммуникативным поведением лидеров на основании изложенных принципов. Эксперименты проводились на контингенте волей-; больных (6 женских и 8 мужских) команд, выступавших в официальных играх на первенство СССР и в чемпионате Ленинграда. Всего в 63 экспериментах принял уча-; стие 61 спортсмен (28 воздействующих и 33 опекаемых). В одном из экспериментов была поставлена задача более активного включения спортсмена в игровые связи с партнерами по линии и между линиями, улучшения его контакта как с игроками основного состава, так и с запасными. Как видно из рис. 17, в одной из контрольных игр (4 партии) до эксперимента игрок 4 общался главным образом с игроками основного состава. Общение его было недостаточно активным (11 обращений к партнерам и 4 обращения коллективной направленности), при этом на долю непродуктивного общения приходилось 73%. Отсутствуют коммуникативные связи с запасными игроками 3', 5', Г. Чаще всего игрок 4 выражал недовольство действиями запасного игрока 6'. Поскольку игрок 4 — авторитетный, ведущий игрок в команде, неформальный лидер, то, включив его в коммуникативные связи в команде, можно было бы повысить интенсивность и продуктивность его общения, расширить круг общения за счет ориентации этого игрока непосредственно перед игрой на активное общение и помощь партнерам. Во время эксперимента (3 партии) общение игрока 4 стало интенсивнее в 3,5 раза (36 обращений, из них 8 коллективной направленности) и значительно продуктивнее (93%). 12345678[9]10111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||