Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

и коррекции процессов внутригруппового общения не ог­раничивается изменением типа коммуникативного пове­дения игроков. При этом повышается помехоустойчивость команды по отношению к различного рода неблагоприят­ным воздействиям, формируется способность к саморегу­ляции групповых психических состояний, оптимизируются условия деятельности и возрастает эффективность игро­вого взаимодействия команды.

У игрока Т. наряду с изменением способов общения в процессе игрового взаимодействия существенно изме­нились взаимоотношения с другими игроками.

 

Как видно из рис. 21, до участия в экспериментах игрок 1 был связан взаимной симпатией только с игро­ком 4. Одностороннюю симпатию к ней выражал игрок 2. С игроком б у нее сложились отношения взаимной анти­патии. А к игроку 5 она чувствовала одностороннюю ан­типатию. После многократного участия в поддержке и помощи игрокам 2, 3, 6 и 5 во время игр характер сло­жившихся между ними личных отношений существенно изменился: исчезли антипатии, увеличилось число взаимных симпатий, выборов, улучшилась психологическая ат­мосфера в коллективе, спортсмены стали доброжелатель­нее и внимательнее относиться друг к другу. В некоторых случаях отношения, установленные в ходе экспериментов во время официальных игр, переносились на тренировки: игроки помогали друг другу исправлять ошибки, быстрее осваивали различные элементы групповых действий, свя­зки и комбинации, тренировались с большим, чем обыч­но, желанием, заинтересованностью.

Как следствие многократного управления взаимовлия­ниями в команде через организацию различных режимов внутригруппового общения изменяется также характер межличностных взаимоотношений в команде, они оздо­ровляются и нормализуются.

Причем перестройка взаимоотношений между игро­ками происходит не через убеждение и разъяснение, а в процессе игровой деятельности, оказания помощи и под­держки партнеру, несмотря на отрицательное к нему от­ношение и часто даже вопреки ему. Воздействующий, который организует в серии экспериментов «охранитель­ный» режим для неприятного ему в личном плане игрока, постепенно начинает осознавать, что поддержка и помощь

партнеру во время игры значительно эффективнее не­одобрений и упреков. Постепенно у него вырабатывается привычка внимательно следить за состоянием своих парт­неров, независимо от того, как он к ним относится.

Опекаемый, чаще всего низкостатусный спортсмен, получая неожиданную помощь от неприятного ему, но авторитетного игрока, чувствует к нему признательность, а через 2—3 игры начинает вообще пересматривать к не­му отношение: охотнее и чаще обращается к бывшему «агрессору», сопереживает его успех или неудачу.

Наблюдения и эксперименты в целом ряде команд показывают, что внутригрупповое общение выступает как существенный фактор воспитания у спортсменов важней­

Оглавление