Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕи коррекции процессов внутригруппового общения не ограничивается изменением типа коммуникативного поведения игроков. При этом повышается помехоустойчивость команды по отношению к различного рода неблагоприятным воздействиям, формируется способность к саморегуляции групповых психических состояний, оптимизируются условия деятельности и возрастает эффективность игрового взаимодействия команды. У игрока Т. наряду с изменением способов общения в процессе игрового взаимодействия существенно изменились взаимоотношения с другими игроками.
Как видно из рис. 21, до участия в экспериментах игрок 1 был связан взаимной симпатией только с игроком 4. Одностороннюю симпатию к ней выражал игрок 2. С игроком б у нее сложились отношения взаимной антипатии. А к игроку 5 она чувствовала одностороннюю антипатию. После многократного участия в поддержке и помощи игрокам 2, 3, 6 и 5 во время игр характер сложившихся между ними личных отношений существенно изменился: исчезли антипатии, увеличилось число взаимных симпатий, выборов, улучшилась психологическая атмосфера в коллективе, спортсмены стали доброжелательнее и внимательнее относиться друг к другу. В некоторых случаях отношения, установленные в ходе экспериментов во время официальных игр, переносились на тренировки: игроки помогали друг другу исправлять ошибки, быстрее осваивали различные элементы групповых действий, связки и комбинации, тренировались с большим, чем обычно, желанием, заинтересованностью. Как следствие многократного управления взаимовлияниями в команде через организацию различных режимов внутригруппового общения изменяется также характер межличностных взаимоотношений в команде, они оздоровляются и нормализуются. Причем перестройка взаимоотношений между игроками происходит не через убеждение и разъяснение, а в процессе игровой деятельности, оказания помощи и поддержки партнеру, несмотря на отрицательное к нему отношение и часто даже вопреки ему. Воздействующий, который организует в серии экспериментов «охранительный» режим для неприятного ему в личном плане игрока, постепенно начинает осознавать, что поддержка и помощь партнеру во время игры значительно эффективнее неодобрений и упреков. Постепенно у него вырабатывается привычка внимательно следить за состоянием своих партнеров, независимо от того, как он к ним относится. Опекаемый, чаще всего низкостатусный спортсмен, получая неожиданную помощь от неприятного ему, но авторитетного игрока, чувствует к нему признательность, а через 2—3 игры начинает вообще пересматривать к нему отношение: охотнее и чаще обращается к бывшему «агрессору», сопереживает его успех или неудачу. Наблюдения и эксперименты в целом ряде команд показывают, что внутригрупповое общение выступает как существенный фактор воспитания у спортсменов важней 123456789101112131415161718[19]202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
||||||||||
|
||||||||||