Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

поведенческий компонент (Ю. Карвонен, 1965). Чтобы изменить поведение конкретного человека, необходимо предложить ему определенную (новую) программу дей­ствий. Эта программа может первоначально не затраги­вать остальные компоненты, но являться достаточной для реализации определенных воздействий на партнеров.

Друга, хотя они играли вместе в команде значительное время (до 8 лет) и хорошо знали особенности друг дру­га. Однако поскольку это были спортсмены достаточно, высокой подготовленности (I разряда и мастера спорта) и с большим игровым опытом, то в целом взаимодействие происходило благодаря информативности различных элементов игровой ситуации.

Характерно, что, несмотря на запрещение общаться, спортсмены тем не менее, хорошо зная особенности и иг­ровые возможности друг друга, делали, непроизвольные попытки к общению. Эти попытки не только были необ­ходимы для уточнения и согласования своих действий с действиями партнеров, коррекции ошибок, планирования, последующих, действий, но и непроизвольно выражали эмоциональные состояния, отношение к происходящему, потребность оценить действия партнеров.                        ...

Напротив, в командах с интенсивным общением дей­ствия игроков были более активными, взаимодействие протекало в высоком, темпе и эффективнее. Однако, не­смотря на то, что общение игроков стало более продук­тивным и интенсивным, значительную долю в нем. составляли сообщения (сигналы) коллективной обращенно­сти, поскольку игроки не были ориентированы на обще­ние с определенными партнерами и круг общения, как и : раньше, они определяли сами.

В целом эксперименты с исключением общения или. его активизацией показали, что,, несмотря    на интерес спортсменов к поставленным задачам и стремление активно играть, условия тренировочных   игр существенно, отличались от соревновательной обстановки, характерной для, официальных встреч и турниров, как по значимости, так и по особенностям психических состояний, возникающих у игроков. Кроме того, оказалось, что одного увели­чения интенсивности и продуктивности общения недо­статочно для обеспечения эффективности взаимодействия игроков. Для этого необходимо также регулировать на­правленность    общения,    чтобы психологические связи, проявляющиеся в различных формах межличност­ного общения, совпадали с игровыми связями, соответствовали логике и требованиям процесса взаимодействия, способствовали более согласованным, групповым дейст­виям.    .                                                                                                 Иными    словами, при    всей продуктивности    обще­командных воздействий, чтобы оптимизировать психические состояния конкретных спортсменов и улучшить их согласованные действия, необходима специальная работа с  определенными партнерами, т. е. межличностный уровень регуляции коммуникативного   поведения.

Поскольку наибольшую активность в общении, как  мы уже убедились, проявляют ведущие игроки, лидеры i команды, предметом особой заботы   каждого   тренера должна стать специальная работа с лидерами (особенно отрицательными).

Работа с лидерами команды

Оглавление