Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕповеденческий компонент (Ю. Карвонен, 1965). Чтобы изменить поведение конкретного человека, необходимо предложить ему определенную (новую) программу действий. Эта программа может первоначально не затрагивать остальные компоненты, но являться достаточной для реализации определенных воздействий на партнеров. Друга, хотя они играли вместе в команде значительное время (до 8 лет) и хорошо знали особенности друг друга. Однако поскольку это были спортсмены достаточно, высокой подготовленности (I разряда и мастера спорта) и с большим игровым опытом, то в целом взаимодействие происходило благодаря информативности различных элементов игровой ситуации. Характерно, что, несмотря на запрещение общаться, спортсмены тем не менее, хорошо зная особенности и игровые возможности друг друга, делали, непроизвольные попытки к общению. Эти попытки не только были необходимы для уточнения и согласования своих действий с действиями партнеров, коррекции ошибок, планирования, последующих, действий, но и непроизвольно выражали эмоциональные состояния, отношение к происходящему, потребность оценить действия партнеров. ... Напротив, в командах с интенсивным общением действия игроков были более активными, взаимодействие протекало в высоком, темпе и эффективнее. Однако, несмотря на то, что общение игроков стало более продуктивным и интенсивным, значительную долю в нем. составляли сообщения (сигналы) коллективной обращенности, поскольку игроки не были ориентированы на общение с определенными партнерами и круг общения, как и : раньше, они определяли сами. В целом эксперименты с исключением общения или. его активизацией показали, что,, несмотря на интерес спортсменов к поставленным задачам и стремление активно играть, условия тренировочных игр существенно, отличались от соревновательной обстановки, характерной для, официальных встреч и турниров, как по значимости, так и по особенностям психических состояний, возникающих у игроков. Кроме того, оказалось, что одного увеличения интенсивности и продуктивности общения недостаточно для обеспечения эффективности взаимодействия игроков. Для этого необходимо также регулировать направленность общения, чтобы психологические связи, проявляющиеся в различных формах межличностного общения, совпадали с игровыми связями, соответствовали логике и требованиям процесса взаимодействия, способствовали более согласованным, групповым действиям. . Иными словами, при всей продуктивности общекомандных воздействий, чтобы оптимизировать психические состояния конкретных спортсменов и улучшить их согласованные действия, необходима специальная работа с определенными партнерами, т. е. межличностный уровень регуляции коммуникативного поведения. Поскольку наибольшую активность в общении, как мы уже убедились, проявляют ведущие игроки, лидеры i команды, предметом особой заботы каждого тренера должна стать специальная работа с лидерами (особенно отрицательными). Работа с лидерами команды 12345[6]78910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||