Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

а регулирование силы и остроты трудовых взаимо­отношений, по его мнению, составляет вторую задачу воспитателя, который, включаясь в процесс труда, н е должен нарушать отношения между участни­ками (разрядка моя. — Ю. X.) *.

Хотя в ряде случаев, как мы видим, речь шла скорее об обобщении педагогического опыта организации пред­метно-практической или игровой деятельности школьни­ков и дошкольников, эти работы тем не менее способст­вовали накоплению фактов о реальной жизни самых раз­личных групп.

Анализ этих исследований приводит к важному прак­тическому выводу о необходимости соответствующей ор­ганизации форм совместной деятельности, а также н е -посредственного управления индивидуальным и групповым поведением.

Возникает вопрос: какой же из рассмотренных под­ходов наиболее эффективен и целесообразен в спорте? Строго говоря, можно было бы проверить, насколько эти способы управления внутригрупповым поведением реаль-

* А. А. Пермяков. Коллективный труд школьников и его вос­питательные возможности. М, изд. АПН РСФСР, 1961, с.  142—143.

но осуществимы в спорте, однако, располагая достаточно подробными характеристиками общения взаимодейст­вующих партнеров и зная, какие факторы обусловлива­ют их взаимные влияния (см. главы 2, 3), целесообраз­но, по-видимому, не механически переносить сущест­вующие представления в спорт, а на их основе и с уче­том специфики спортивной деятельности сформулировать наиболее приемлемые пути работы с командой.

Многочисленные эксперименты и опыт практической работы (главным образом с игровыми командами) по­казали, что регуляция коммуникативного поведения спортсменов может эффективнее всего осуществляться: 1) через непосредственное управление поведением и об­щением, исходя из конкретных требований ситуации и задач взаимодействия и в соответствии с уже выделен­ными критериями оптимальности, и 2) опосредованно через такие формы организации совместной деятельно­сти, которые с необходимостью приводили бы к желае­мым межличностным влияниям.

В рамках каждого из этих подходов, позволяющих ор­ганизовать желаемые и необходимые коммуникативные связи между спортсменами, тренер или психолог сталки­ваются с задачами, которые условно можно отнести к трем уровням: а) внутригрупповому (общение в коман­де вообще, между многими или несколькими участника­ми); б) межличностному (нормализация общения меж­ду двумя конкретными партнерами или несколькими па­рами); в) собственно-личностному, или интрапсихиче-скому.

Непосредственное

Оглавление