Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕа регулирование силы и остроты трудовых взаимоотношений, по его мнению, составляет вторую задачу воспитателя, который, включаясь в процесс труда, н е должен нарушать отношения между участниками (разрядка моя. — Ю. X.) *. Хотя в ряде случаев, как мы видим, речь шла скорее об обобщении педагогического опыта организации предметно-практической или игровой деятельности школьников и дошкольников, эти работы тем не менее способствовали накоплению фактов о реальной жизни самых различных групп. Анализ этих исследований приводит к важному практическому выводу о необходимости соответствующей организации форм совместной деятельности, а также н е -посредственного управления индивидуальным и групповым поведением. Возникает вопрос: какой же из рассмотренных подходов наиболее эффективен и целесообразен в спорте? Строго говоря, можно было бы проверить, насколько эти способы управления внутригрупповым поведением реаль- * А. А. Пермяков. Коллективный труд школьников и его воспитательные возможности. М, изд. АПН РСФСР, 1961, с. 142—143. но осуществимы в спорте, однако, располагая достаточно подробными характеристиками общения взаимодействующих партнеров и зная, какие факторы обусловливают их взаимные влияния (см. главы 2, 3), целесообразно, по-видимому, не механически переносить существующие представления в спорт, а на их основе и с учетом специфики спортивной деятельности сформулировать наиболее приемлемые пути работы с командой. Многочисленные эксперименты и опыт практической работы (главным образом с игровыми командами) показали, что регуляция коммуникативного поведения спортсменов может эффективнее всего осуществляться: 1) через непосредственное управление поведением и общением, исходя из конкретных требований ситуации и задач взаимодействия и в соответствии с уже выделенными критериями оптимальности, и 2) опосредованно через такие формы организации совместной деятельности, которые с необходимостью приводили бы к желаемым межличностным влияниям. В рамках каждого из этих подходов, позволяющих организовать желаемые и необходимые коммуникативные связи между спортсменами, тренер или психолог сталкиваются с задачами, которые условно можно отнести к трем уровням: а) внутригрупповому (общение в команде вообще, между многими или несколькими участниками); б) межличностному (нормализация общения между двумя конкретными партнерами или несколькими парами); в) собственно-личностному, или интрапсихиче-скому. Непосредственное 123[4]5678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||