Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

2)          проектирование и использование педагогически и социально-психологически целесообразных форм органи­зации совместной деятельности и ситуаций вынужден­ного общения и «изоляции».

Таким образом, тренеры, с одной стороны, совершен­ствуют свою социально-психологическую наблюдатель­ность и понимание групповых процессов, а с другой — активно используют заложенные в спортивной деятель-

ности возможности для решения диагностических, резуль­тативных и воспитательных задач.

При подборе упражнений следует учитывать и пла­нировать интенсивность и характер межличностных кон­тактов и влияний потенциальных или реальных партнеров и возможный результат их взаимодействия. В противном случае между партнерами в новом звене или линии могут возникнуть нежелательные конфликты или недоразу­мения.

При необходимости формирования положительных межличностных установок между новыми и недостаточно знающими друг друга партнерами или спортсменами, на­ходящимися в нейтральных и неприязненных личных от­ношениях, целесообразно применять упражнения, тре­бующие интенсивного вынужденного общения, положи­тельных эмоций и сопереживания. Это способствует фор­мированию у спортсменов благоприятного первого впе­чатления и коррекции существующих отношений, а также нормализует к активизирует рабочую обстановку в команде, создает повышенный эмоциональный фон.

Для предупреждения или временного исключения межличностных конфликтов между партнерами можно использовать упражнения, требующие минимальных кон­тактов или вообще исключающие взаимодействие (раз­ные зоны взаимодействия в одной или различных линиях, размер зон при взаимодействии, расселение и размеще­ние в ситуациях свободного общения и др.).

В ряде случаев необходимо срочно диагностировать потенциальные межличностные конфликты или проверить устойчивость межличностных связей между партнерами, а также уточнить относительный статус партнеров и при­вычные способы реагирования в ситуациях неуспеха и фрустрации. Тогда целесообразно применять «конфликтогенные» упражнения и задания, требующие четкого со­гласования совместных действий, жесткого физического контакта, проявления отношения к партнеру и его дей­ствиям.

Оптимизация общения, при подготовке команды

Рассматривая подходы и способы управления комму­никативным поведением лидеров и ведомых, мы убеди­лись в необходимости социально-психологического ана­лиза учебно-тренировочной и соревновательной деятельности и системы всех организационных мероприятий с , точки зрения их возможных последствий для межлич­ностных влияний и отношений членов команды, эмоционального самочувствия, мотивации, волевой активности ;   игроков и др.

Оглавление