Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

вызывают успешные или неуспешные действия спортсме­нов (ошибки), а также нарушения .дисциплины или по­рядка в команде. Спонтанное поведение может быть как связано, так и не связано непосредственно со спортив­ной (игровой) деятельностью участников.

Чтобы читатели могли воспользоваться этой схемой в практической работе или исследованиях, приведем крат­кую сводку основных категорий поведения тренера.

I. Реактивное поведение.

1.   Реакции на желаемые действия и успешную деятельность:

а)   положительное подкрепление или похвала (R) со сторонытренера по адресу одного или нескольких спортсменов в речевой илинеречевой форме — положительная оценка действий, похлопывание поплечу после успешных действий;

б)  отсутствие подкрепления (NR) после успешного действия —тренер никак не реагирует на гол, выигрыш подачи и т. д.

2.   Реакции  на ошибки или невыполнение требуемого действия:

в)  успокоение и одобрение спортсмена после допущенной имошибки (ЕМ);

г)   исправление ошибки (TIM) — объяснение или показ спортсме­ну, допустившему ошибку, как исправиться и выполнить движениеили действие правильно. Здесь речь идет о конкретных указаниях изамечаниях, ориентирующих участника на последующую деятельность;

д)  наказание (Р) — негативная реакция со стороны тренера нанежелательное действие или ошибку спортсмена. Может быть в ре­чевой или неречевой форме, как R и Р (язвительные замечания, пре­небрежительные жесты и т. д.);

е)" исправление с наказанием и неодобрением (TIM + Р). Иногда TIM и Р наблюдаются в одной реплике или замечании тренера. На­пример: «Сколько раз я должен тебе говорить, что мяч нужно ловить двумя руками?».

Оглавление