Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕвызывают успешные или неуспешные действия спортсменов (ошибки), а также нарушения .дисциплины или порядка в команде. Спонтанное поведение может быть как связано, так и не связано непосредственно со спортивной (игровой) деятельностью участников. Чтобы читатели могли воспользоваться этой схемой в практической работе или исследованиях, приведем краткую сводку основных категорий поведения тренера. I. Реактивное поведение. 1. Реакции на желаемые действия и успешную деятельность: а) положительное подкрепление или похвала (R) со сторонытренера по адресу одного или нескольких спортсменов в речевой илинеречевой форме — положительная оценка действий, похлопывание поплечу после успешных действий; б) отсутствие подкрепления (NR) после успешного действия —тренер никак не реагирует на гол, выигрыш подачи и т. д. 2. Реакции на ошибки или невыполнение требуемого действия: в) успокоение и одобрение спортсмена после допущенной имошибки (ЕМ); г) исправление ошибки (TIM) — объяснение или показ спортсмену, допустившему ошибку, как исправиться и выполнить движениеили действие правильно. Здесь речь идет о конкретных указаниях изамечаниях, ориентирующих участника на последующую деятельность; д) наказание (Р) — негативная реакция со стороны тренера нанежелательное действие или ошибку спортсмена. Может быть в речевой или неречевой форме, как R и Р (язвительные замечания, пренебрежительные жесты и т. д.); е)" исправление с наказанием и неодобрением (TIM + Р). Иногда TIM и Р наблюдаются в одной реплике или замечании тренера. Например: «Сколько раз я должен тебе говорить, что мяч нужно ловить двумя руками?». 123456789101112131415161718192021222324252627282930[31]323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||