Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕличностные же конфликты и затруднения в общении возникают в процессе взаимодействия и связаны, как правило, с его нарушением (ошибки игроков или сильная игра команды противника). Во всех экспериментах резко изменялся характер, интенсивность и направленность общения спортсменов, пси- j хологическая атмосфера в команде, прекращалось не- • продуктивнее общение, межличностные конфликты, создавалось групповое настроение готовности и желания вести соревновательную борьбу. Воздействующие больше переживали успех своих подопечных, видя в нем свой вклад, испытывали удовлетворение и значительный эмоциональный подъем. Опекаемые, находясь в «зоне психологического комфорта», играли более ответственно, активно и самоотверженно, чувствовали себя увереннее, видя, что партнеры доверяют им; ошибки, которых стало меньше, влияли на них уже не так неблагоприятно, как раньше. Положительное влияние регуляции внутригруппового общения на результат выступления команды свидетельствует о том, что коммуникация выступает не только как форма отражения особенностей деятельности, успешности или неуспешности процесса взаимодействия, но и как фактор оптимизации условий групповых совместных действий и выполняет при этом четко выраженную регулятивную функцию. Итак, как мы видим, оказалось возможным изменить коммуникативное поведение как отдельного игрока, так и 2—3 лидеров, создавать межличностные и средовые влияния непосредственно в условиях совместной деятельности. В результате организации оптимальных режимов общения между игроками: . . 1) предотвращались психологические срывы у отдельных спортсменов за счет регуляции их неблагоприятных состояний и повышения уровня волевой активности путем непосредственного словесного воздействия на них партнеров; 2) формировались желаемые способы коммуникативного поведения у отдельных спортсменов по отношению к своим партнерам и снималось излишнее напряжение с воздействующих благодаря переключению их сознания на «опеку», поддержку своих товарищей, создание благоприятной психологической атмосферы в команде; 3) создавалось и сохранялось необходимое групповоенастроение и предотвращались неизбежные в трудных играх спады настроения и возможные конфликты между 1234567891011[12]13141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||