Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

личностные же конфликты и затруднения в общении возникают в процессе взаимодействия и связаны, как правило, с его нарушением (ошибки игроков или сильная игра  команды противника).

Во всех экспериментах резко изменялся характер, интенсивность и направленность общения спортсменов, пси- j хологическая атмосфера в команде,   прекращалось   не- продуктивнее общение, межличностные конфликты, соз­давалось групповое настроение   готовности   и желания вести соревновательную борьбу.

Воздействующие больше переживали успех своих по­допечных, видя в нем свой вклад, испытывали удовлетво­рение и значительный эмоциональный подъем. Опекае­мые, находясь в «зоне психологического комфорта», иг­рали более ответственно, активно и самоотверженно, чув­ствовали себя увереннее, видя, что партнеры доверяют им; ошибки, которых стало меньше, влияли на них уже не так неблагоприятно, как раньше.

Положительное влияние регуляции внутригруппового общения на результат выступления команды свидетель­ствует о том, что коммуникация выступает не только как форма отражения особенностей деятельности, успешнос­ти или неуспешности процесса взаимодействия, но и как фактор оптимизации условий групповых совместных дей­ствий и выполняет при этом четко выраженную регу­лятивную функцию.

Итак, как мы видим, оказалось возможным изменить коммуникативное поведение как отдельного игрока, так и 2—3 лидеров, создавать межличностные и средовые влияния непосредственно в условиях совместной дея­тельности.

В результате организации оптимальных режимов об­щения между игроками: .     .

1)       предотвращались психологические срывы у отдель­ных спортсменов за счет регуляции их неблагоприятных состояний и повышения уровня волевой активности путем непосредственного словесного воздействия на них парт­неров;

2)       формировались желаемые способы коммуникатив­ного поведения у отдельных спортсменов по отношению к своим партнерам и снималось излишнее напряжение с воздействующих благодаря переключению их сознания на «опеку», поддержку своих товарищей, создание благо­приятной психологической атмосферы в команде;

3)  создавалось и сохранялось необходимое групповоенастроение и предотвращались неизбежные в трудных иг­рах спады настроения и возможные конфликты между

Оглавление