Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

Пред соревновательная тревога и отношение к играм оцениваются перед особо важными матчами и в конт­рольных играх, когда планируется решение принци­пиальных вопросов.

Диагностика состояния особенно желательна у игро­ков, впервые включенных в состав. Это позволит прове­сти с ними заблаговременно необходимую профилакти­ческую работу.

3. В конце сезона оцениваются:

а)  атмосфера и сплоченность команды,

б)  отношения с тренером,

в)  состояние игроков в команде,

г)   индивидуальные пред игровые оптимумы по итогам прошедшего сезона (анализ лучшей игры с наиболее сильным соперником).

Результаты обследования команды на каждом этапе целесообразно занести в специальный сводный протокол, с тем чтобы в конце сезона точнее проанализировать ре­зультаты учебно-тренировочной и воспитательной рабо­ты с командой и внести в нее необходимые коррективы (табл. 27).

Таким образом, с помощью методов психолого-педа­гогического контроля тренер самостоятельно или совмест-' но с психологом команды может систематизировать и объяснить свои наблюдения за общением, взаимодей­ствием, особенностями переживаний и восприятия своих воспитанников, за собственным поведением и контактом с командой, а также проверить свою социально-психоло­гическую наблюдательность и умение разбираться в в межличностных отношениях и взаимовлияниях в команде.

Понятно, что мы познакомились лишь с некоторыми методиками и практически не останавливались на таких доступных и часто применяемых в тренерской практике методах педагогического контроля и воздействия, как ра­бочие дневники, индивидуальные беседы со спортсмена­ми, организация воспитательной работы через тренер­ский совет с привлечением спортсменов и т. д.

Но и такого краткого знакомства с некоторыми со­циально-психологическими методиками изучения обще­ния и межличностных отношений в команде достаточно,

Оглавление