Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

самостоятельно справиться с неблагоприятными межлич­ностными и средовыми влияниями. Естественно, что орга­низация микросреды за счет управления коммуникатив­ным поведением лидеров команды по отношению к определенным спортсменам может рассматриваться как временное средство достижения срочного эффекта опти­мизации групповой совместной деятельности через упоря­дочение и регуляцию межличностных контактов.

С другой стороны, активизация межличностных кон­тактов ведомых, чаще всего молодых и только что при­шедших в команду спортсменов, имеет не только чисто результативную сторону (повышение эффективности их деятельности и более успешное включение в коллектив­ные совместные действия), но и социально-педагогиче­ские и даже психогигиенические аспекты (ускорение межличностной адаптации спортсмена в команде, улуч­шение его эмоционального самочувствия в коллективе, формирование у него навыков продуктивного общения с другими людьми и т. д.).

Понятно поэтому, что специальная работа с ведомы­ми (низкостатусными спортсменами) должна стать необ­ходимой частью важнейших воспитательных мероприя­тий, планируемых и осуществляемых тренером в коман­де. Оптимизация их межличностных контактов с другими членами команды также один из разделов работы трене­ра. При этом тренер должен не просто обучать общению этих спортсменов, а активно включать их в совместную деятельность и использовать требования и условия про­цесса взаимодействия и ситуации «вынужденного обще­ния» для целенаправленного формирования личности и ее социально-психологических возможностей.

Что же характерно для поведения и общения ведомых в процессе совместной деятельности? Можно выделить следующие особенности их коммуникативного поведения в группе (см. главы 2 и 3):

1)         они имеют низкую коммуникативную активность по сравнению с другими членами команды, и у них пре­обладает пассивный круг общения;

2)         в конфликтных ситуациях они чаще других являют­ся объектами агрессии со стороны партнеров;

3)         на агрессию со стороны других чаще всего реаги­руют либо уходом в себя, неблагоприятными эмоциональ­ными переживаниями, либо ответными эмоциональными вспышками с попытками оправдаться, выразить несогла­сие и т. д.;

4)        

Оглавление