Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕсамостоятельно справиться с неблагоприятными межличностными и средовыми влияниями. Естественно, что организация микросреды за счет управления коммуникативным поведением лидеров команды по отношению к определенным спортсменам может рассматриваться как временное средство достижения срочного эффекта оптимизации групповой совместной деятельности через упорядочение и регуляцию межличностных контактов. С другой стороны, активизация межличностных контактов ведомых, чаще всего молодых и только что пришедших в команду спортсменов, имеет не только чисто результативную сторону (повышение эффективности их деятельности и более успешное включение в коллективные совместные действия), но и социально-педагогические и даже психогигиенические аспекты (ускорение межличностной адаптации спортсмена в команде, улучшение его эмоционального самочувствия в коллективе, формирование у него навыков продуктивного общения с другими людьми и т. д.). Понятно поэтому, что специальная работа с ведомыми (низкостатусными спортсменами) должна стать необходимой частью важнейших воспитательных мероприятий, планируемых и осуществляемых тренером в команде. Оптимизация их межличностных контактов с другими членами команды также один из разделов работы тренера. При этом тренер должен не просто обучать общению этих спортсменов, а активно включать их в совместную деятельность и использовать требования и условия процесса взаимодействия и ситуации «вынужденного общения» для целенаправленного формирования личности и ее социально-психологических возможностей. Что же характерно для поведения и общения ведомых в процессе совместной деятельности? Можно выделить следующие особенности их коммуникативного поведения в группе (см. главы 2 и 3): 1) они имеют низкую коммуникативную активность по сравнению с другими членами команды, и у них преобладает пассивный круг общения; 2) в конфликтных ситуациях они чаще других являются объектами агрессии со стороны партнеров; 3) на агрессию со стороны других чаще всего реагируют либо уходом в себя, неблагоприятными эмоциональными переживаниями, либо ответными эмоциональными вспышками с попытками оправдаться, выразить несогласие и т. д.; 4) 12345678910111213[14]1516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||