Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕони редко являются инициаторами общения в процессе взаимодействия, почти никогда не оценивают действия других, в лучшем случае соглашаются с их мнением. Среди причин подобной дисгармонии в межличностных контактах можно отметить: а) личностные особенности этих спортсменов (заниженная самооценка, высокая личностная и коммуникативная тревожность, повышенная ориентация на мнение других, обидчивость и др.); б) несформированность коммуникативных навыков и умений; в) низкий статус, изолированность или отверг-нутость в команде; г) неблагоприятные установки на межличностные контакты и взаимодействие с другими людьми и т. д. Понятно, что некоторые нарушения в коммуникативном поведении ведомых (например, объем общительности в процессе взаимодействия) имеют временный характер. По мере роста мастерства спортсмена, повышения эффективности его деятельности, а следовательно, и статуса в команде интенсивность его общения с партнерами также постепенно будет возрастать. Сложнее обстоит дело в случаях, когда недостаточная активность спортсмена в общении связана с недостаточной потребностью в межличностных контактах вообще либо с боязнью общения, проявляющейся в повышенной напряженности в ситуациях непосредственного взаимодействия и контактирования с партнерами. В этих случаях он как бы самоустраняется от общения с партнерами, не отвечает на вопросы, не участвует в планировании предстоящих действий, не подтверждает своего согласия действовать определенным образом и т. д. Подобное поведение, конечно, представляет собой крайний случай и в практике спорта встречается не часто. Тем не менее совершенно ясно, что такой спортсмен может создавать дополнительные сложности в команде, быть источником совершенно ненужных конфликтов, мешать совершенствованию коллективных действий. Однако в силу известной вынужденности межличностного общения в условиях коллективной спортивной деятельности, а также ее высокой напряженности, особенно во время ответственных соревнований, редкому спортсмену удается избежать неблагоприятных воздействий и влияний (кратковременных, ситуативных или постоянных) со стороны его ближайшего окружения (партнеров, тренера, соперников и др.). Поэтому тренер при работе с этой категорией спортсменов должен специально обучать их навыкам эффективного общения и умению активно противодействовать неблагоприятным воздействиям извне (ускоренная адаптация к среде) и формировать у них благоприятные установки и отношение к межличностным контактам с другими членами команды. В исследованиях и в практике социально-психологического тренинга руководителей промышленных предприятий, студентов, преподавателей вторая задача, как правило, не решается, хотя именно она наиболее важна для устойчивой коррекции коммуникативного поведения людей с выраженной боязнью и неуверенностью в межличностных контактах. В этом убеждают,, в частности, уже упоминавшиеся работы, выполненные под руководством "Дж. Мак-Кроски. Так же как и при работе с лидерами, тренер должен 1234567891011121314[15]16171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||