Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

они редко являются инициаторами общения в про­цессе взаимодействия, почти никогда не оценивают дей­ствия других, в лучшем случае соглашаются с их мнением.

Среди причин подобной дисгармонии в межличност­ных контактах можно отметить: а) личностные особен­ности этих спортсменов (заниженная самооценка, высо­кая личностная и коммуникативная тревожность, повы­шенная ориентация на мнение других, обидчивость и др.); б) несформированность коммуникативных навыков и умений; в) низкий статус, изолированность или отверг-нутость в команде; г) неблагоприятные установки на межличностные контакты и взаимодействие с другими людьми и т. д.

Понятно, что некоторые нарушения в коммуникатив­ном поведении ведомых (например, объем общительно­сти в процессе взаимодействия) имеют временный харак­тер. По мере роста мастерства спортсмена, повышения

эффективности его деятельности, а следовательно, и ста­туса в команде интенсивность его общения с партнера­ми также постепенно будет возрастать. Сложнее обстоит дело в случаях, когда недостаточная активность спорт­смена в общении связана с недостаточной потребностью в межличностных контактах вообще либо с боязнью об­щения, проявляющейся в повышенной напряженности в ситуациях непосредственного взаимодействия и контакти­рования с партнерами. В этих случаях он как бы самоус­траняется от общения с партнерами, не отвечает на вопросы, не участвует в планировании предстоящих дей­ствий, не подтверждает своего согласия действовать определенным образом и т. д. Подобное поведение, конеч­но, представляет собой крайний случай и в практике спорта встречается не часто. Тем не менее совершенно ясно, что такой спортсмен может создавать дополнитель­ные сложности в команде, быть источником совершенно ненужных конфликтов, мешать совершенствованию кол­лективных действий.

Однако в силу известной вынужденности межличност­ного общения в условиях коллективной спортивной дея­тельности, а также ее высокой напряженности, особенно во время ответственных соревнований, редкому спортсме­ну удается избежать неблагоприятных воздействий и влияний (кратковременных, ситуативных или постоян­ных) со стороны его ближайшего окружения (партнеров, тренера, соперников и др.).

Поэтому тренер при работе с этой категорией спорт­сменов должен специально обучать их навыкам эффек­тивного общения и умению активно противодействовать неблагоприятным воздействиям извне (ускоренная адап­тация к среде) и формировать у них благоприятные уста­новки и отношение к межличностным контактам с дру­гими членами команды.

В исследованиях и в практике социально-психологиче­ского тренинга руководителей промышленных предприя­тий, студентов, преподавателей вторая задача, как прави­ло, не решается, хотя именно она наиболее важна для устойчивой коррекции коммуникативного поведения лю­дей с выраженной боязнью и неуверенностью в межлич­ностных контактах. В этом убеждают,, в частности, уже упоминавшиеся работы, выполненные под руководством "Дж. Мак-Кроски.

Так же как и при работе с лидерами, тренер должен

Оглавление