Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

его авторитета, хороший рабочий контакт облегчают совершенствование спортсменов, обеспечивают высокую управляемость команды.

Естественно, говоря о контакте между спортсменами и тренером как о важном условии продуктивности их со­вместной работы, следует иметь в виду, что сами по себе отношения в команде тесно связаны со спортивной дея­тельностью, с конкретными задачами, которые тренер ре­шает вместе с командой.

Перед тренером, особенно только начинающим рабо­тать с командой, может возникнуть необходимость объек­тивно оценить отношения, которые складываются или уже сложились с игроками, или даже прогнозировать развитие своего контакта с командой. Известную помощь в этом случае может оказать шкала «тренер — спорт­смен» (табл. 24).

Шкала «тренер — спортсмен» (ТС) предназначена для оперативной количественной и качественной оценки ха­рактера отношений спортсменов к своему тренеру. Она состоит из 24 вопросов (утверждений), с каждым из ко­торых спортсмен может согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»)*.

С помощью набора этих вопросов можно достаточно .   полно оценить три параметра в отношениях спортсменов к тренеру (по 8 вопросов на каждый):

1)             гностический — компетентность тренера как специалиста, уровень его профессионального мастерства (вопросы 1, 4, 7, 10, 13**, 16, 19, 22);

2)             эмоциональный — насколько тренер отвечает потребности спортсмена в неформальных, теплых отно­шениях, внимании, поддержке, оценка его как личности (вопросы 2, 5, 8, 11, 14 17, 20);

Таблица   24

Шкала «ТС-1» (Ю. Л. Ханин, А. В. Стамбулов, 1976)

Инструкция.

Оглавление