Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ
Вполне понятно, что такого рода реорганизация структуры группы закрепляет и усиливает отверженность и изолированность ее отдельных членов. С другой стороны, такие изменения в составе группы часто бывают и невозможны не только по соображениям этического и педагогического характера, но и из-за отсутствия равноценных замен с точки зрения их профессиональной пригодности (например, в производственной сфере, спорте, автономно работающих группах: экипажи подводных лодок, космических кораблей, полярные станции, геологические экспедиции и т. п.). В советской психологической и педагогической науке проблема управления межличностным общением решается с принципиально иных методологических позиций. Мы исходим из тезиса о том, что взаимодействие людей в процессе труда является основным проявлением их общественной связи и осуществляется как сознательная психическая деятельность, а характер взаимоотношений людей тесно связан с характером их взаимодействия (В. Н. Мясищев, 1963). При этом, как писал А. С. Макаренко, вопрос отношения товарища к товарищу в коллективе — это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а вопрос ответственной зависимости. Совершенно очевидно, что позиция советских исследователей и практиков принципиально отличается как от субъективистской позиции социометристов, так и от механицизма бихевиористов, которые сводят проблему управления групповым поведением к манипуляции стимулами (ситуацией) или реакциями субъекта. Однако советские психологи только приступают к решению практических вопросов социально-психологического управления общением и взаимодействием членов малых групп и коллективов (стиль и методы эффективного руководства группой, авторитет и личностные качества руководителя и др.). При этом роль совместной деятельности в формировании взаимоотношений рассматривается в методическом и педагогическом плане как проблема средств и методов формирования коллективистских отно- шений у школьников (А. С. Макаренко, 1951; В. А. Су-хомлинский, 1963, 1969; А. Л. Шнирман, 1956, 1962; Т. Е. Конникова, 1963; Л. И. Новикова, 1978) и у дошкольников (Е. Кульчицкая, 1964; Е. П. Шастина, 1965; А. П. Усова, 1966; Л. В. Артемова, 1966; А. И. Аржанова, 1966; В. Г. Нечаева с сотр., 1968, и др.). Так, в исследовании А. И. Жаворонько (1963, 1966) было показано, что включение в совместную работу учащихся, отрицательно относившихся друг к другу, способствовало не только установлению делового сотрудничества, но и постепенному устранению неприязненных отно-. шений между ними. В некоторых случаях чрезмерное преувеличение роли деятельности приводило отдельных исследователей к выводу о том, что структура и логика деятельности автоматически влечет за собой возникновение желаемых форм межличностных отношений. Например, А. А. Пермяков, обобщая результаты интересного исследования типов организации совместной деятельности школьников, видит задачу руководителя лишь в «выборе и рекомендации педагогически целесообразной организации процесса труда», 12[3]45678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||