Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

ших нравственных, моральных и волевых качеств разви­тия у них навыков работы в коллективе, нормализации межличностных взаимоотношений, сплочения коллек­тива.

Специальная организация совместной деятельности

Говоря о конкретных путях работы с лидерами и ведо­мыми, мы касались главным образом принципов и спосо­бов непосредственного управления коммуника­тивным поведением спортсменов, занимающих по разным причинам активную или пассивную позицию в системе внутриколлективных связей. При этом коррекция и фор­мирование желаемого типа коммуникативного поведения осуществлялись с обязательным учетом факторов, обу­словливающих общение.

Однако, несмотря на всю эффективность этого подхо­да и перспективность его использования для оптимиза­ции соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов, он, по-видимому, является не единственным психолого-педагогическим средством, которым может пользоваться тренер. Кроме того, — и это имеет важное значение — непосредственное управление межличностным общением обязательно предполагает благоприятный кон­такт у самого тренера по крайней мере с теми спортсме­нами, коммуникативное поведение которых он собирается корригировать. Поэтому в некоторых ситуациях (приход тренера в новую команду, временные конфликты с от­дельными спортсменами и др.) приходится использовать косвенные способы регуляции межличностных влия­ний в команде.

Одним из таких подходов к управлению межличност­ным общением и взаимными влияниями членов взаимо­действующей группы является специальная организация их совместной деятельности. В основе этого подхода, как уже отмечалось, лежит представление о дея­тельности как о некой целостности, заставляющей чело­века вести себя определенным образом (Г, П. Щедровиц-кий, 1964), а также концепция деятельностного опосредо­вания межличностных отношений в группе (А. В. Петров­ский, 1977).

Применительно к спортивной деятельности это озна­чает, что существуют определенные виды упражнений и совместных двигательных действий, которые по своей внутренней логике требуют от каждого участника четко­го выполнения отдельных элементов процесса взаимодей­ствия, без которых невозможно решить общегрупповую задачу. По существу, распределение функций между иг­роками представляет собой пример «расчленения» дея­тельности с предписанием того, что именно, как и в какой последовательности должен выполнять каждый ее участ­ник для успешного решения определенной технико-такти­ческой задачи. Помимо этого, для обеспечения согласо­ванности и слитности совместных действий спортсмены

Оглавление