Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕших нравственных, моральных и волевых качеств развития у них навыков работы в коллективе, нормализации межличностных взаимоотношений, сплочения коллектива. Специальная организация совместной деятельности Говоря о конкретных путях работы с лидерами и ведомыми, мы касались главным образом принципов и способов непосредственного управления коммуникативным поведением спортсменов, занимающих по разным причинам активную или пассивную позицию в системе внутриколлективных связей. При этом коррекция и формирование желаемого типа коммуникативного поведения осуществлялись с обязательным учетом факторов, обусловливающих общение. Однако, несмотря на всю эффективность этого подхода и перспективность его использования для оптимизации соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов, он, по-видимому, является не единственным психолого-педагогическим средством, которым может пользоваться тренер. Кроме того, — и это имеет важное значение — непосредственное управление межличностным общением обязательно предполагает благоприятный контакт у самого тренера по крайней мере с теми спортсменами, коммуникативное поведение которых он собирается корригировать. Поэтому в некоторых ситуациях (приход тренера в новую команду, временные конфликты с отдельными спортсменами и др.) приходится использовать косвенные способы регуляции межличностных влияний в команде. Одним из таких подходов к управлению межличностным общением и взаимными влияниями членов взаимодействующей группы является специальная организация их совместной деятельности. В основе этого подхода, как уже отмечалось, лежит представление о деятельности как о некой целостности, заставляющей человека вести себя определенным образом (Г, П. Щедровиц-кий, 1964), а также концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в группе (А. В. Петровский, 1977). Применительно к спортивной деятельности это означает, что существуют определенные виды упражнений и совместных двигательных действий, которые по своей внутренней логике требуют от каждого участника четкого выполнения отдельных элементов процесса взаимодействия, без которых невозможно решить общегрупповую задачу. По существу, распределение функций между игроками представляет собой пример «расчленения» деятельности с предписанием того, что именно, как и в какой последовательности должен выполнять каждый ее участник для успешного решения определенной технико-тактической задачи. Помимо этого, для обеспечения согласованности и слитности совместных действий спортсмены 12345678910111213141516171819[20]2122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||