Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

диагностики и оценки особенностей восприятия спортсме­нами общей ситуации в команде.

Психологическая атмосфера в команде обычно оценивается каждым членом команды с помощью набора различных суждений. Наиболее простая шкала-опросник предложена Ф. Фидлером *.

, Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с по­мощью которых можно описать атмосферу в любой группе (бригаде, команде). Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак «х», тем более выражен этот признак в вашей группе.

В качестве примера приведем результаты опроса игро­ков А и Б (рис. 24).

Видно, что игрок А благоприятнее, чем игрок Б, оце­нивает психологическую атмосферу в команде. Их итого­вые показатели соответственно равны 30 и 48 баллам.

Понятно, что удовлетворенность ситуацией в команде у спортсменов неодинакова, и это может быть одной из причин недостаточной отдачи и низкой результативности игрока Б.

С помощью данной шкалы тренер может и сам оце­нить психологическую атмосферу в команде, чтобы затем сравнить свои оценки с мнением спортсменов.

Кроме того, на практике оказалось полезным оцени­вать не только то, как отдельные спортсмены восприни­мают атмосферу и затем сравнивать это с обще групповы­ми показателями. Значительный практический интерес представляет и выяснение того, как спортсмены воспри­нимают атмосферу в команде «по отношению к себе лич­но». Сопоставив эти два показателя, можно выделить 3 типа спортсменов:

1)   те, кто более благоприятно оценивает атмосферу в команде, чем отношение к себе;

2)  те, кто существенно не различает оценку ситуации.   вообще и отношение к себе лично;

3)  те, кто более благоприятно оценивает отношение к себе, нежели общую психологическую ситуацию в команде.

С педагогической точки зрения наибольшего внима­ния тренера должны заслуживать спортсмены первой категории.

Оглавление