Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕуправление коммуникацией в команде В общем виде организацию желаемых взаимных влияний в команде можно представить как процесс управления характером, направленностью и интенсивностью межличностного общения с учетом специфики требований и условий совместной деятельности, индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей членов коллектива. Первой прикладной задачей управления поведением и общением участников совместной значимой деятельности является, как правило, снятие или предупреждение агрессивных реакций по адресу ошибающихся и партнерови установление коммуникативных связей между взаимодействующими игроками, которые по разным причинам не общаются в игре, хотя это в ряде случаев бывает необходимо для нормального взаимодействия. Агрессивные реакции, неодобрения часто неблагоприятно действуют на состояние особенно молодых спортсменов, могут приводить к срывам их деятельности. Отсутствие общения также нежелательно с точки зрения обеспечения согласованных совместных действий. Каким же образом достичь существенного изменения коммуникативного поведения в команде и у отдельных спортсменов? Ведь сначала нужно предупредить или снять агрессию и заменить ее поддержкой, похвалой, успокоением партнера, продуктивным обменом информацией по ходу взаимодействия и особенно в напряженных конфликтных ситуациях, когда чаще всего возникают ошибки. Простое запрещение нежелательных форм реагирования со стороны тренера бывает, как правило, малоэффективным. Следовательно, необходимо исключать нежелательные формы общения и поведения, не директивно подавляя активность спортсмена, а направляя ее в другом, более желательном, направлении. В этом случае следует заменить одну ситуативную установку у спортсменов на другую. Известно, что поведение по отношению к партнеру реализуется под влиянием ситуативной установки, сформированной в ходе прошлого опыта взаимодействия с ним. Исходя из трехкомпонентной теории установки (атти-тгода), в любом отношении к другому человеку можно выделить три основных компонента: 1) познавательный (оценка компетентности и деловых качеств партнера); 2) эмоциональный (симпатия — антипатия) и 3) поведенческий (конкретная программа действия и поведения по отношению к конкретному человеку в определенной ситуации). Как показывают исследования, наиболее подвижным и, следовательно, управляемым является именно 1234[5]678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||