Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

управление коммуникацией в команде

В общем виде организацию желаемых взаимных влия­ний в команде можно представить как процесс управле­ния характером, направленностью и интенсивностью меж­личностного общения с учетом специфики требований и условий совместной деятельности, индивидуально-пси­хологических и социально-психологических особенностей членов коллектива.

Первой прикладной задачей управления поведением и общением участников совместной значимой деятельно­сти является, как правило, снятие или предупреждение агрессивных реакций по адресу ошибающихся и партнерови установление коммуникативных связей между взаимо­действующими игроками, которые по разным причинам не общаются в игре, хотя это в ряде случаев бывает не­обходимо для нормального взаимодействия.

Агрессивные реакции, неодобрения часто неблагопри­ятно действуют на состояние особенно молодых спорт­сменов, могут приводить к срывам их деятельности. От­сутствие общения также нежелательно с точки зрения обеспечения согласованных совместных действий.

Каким же образом достичь существенного изменения коммуникативного поведения в команде и у отдельных спортсменов? Ведь сначала нужно предупредить или снять агрессию и заменить ее поддержкой, похвалой, ус­покоением партнера, продуктивным обменом информаци­ей по ходу взаимодействия и особенно в напряженных конфликтных ситуациях, когда    чаще всего   возникают

ошибки.

Простое запрещение нежелательных форм реагирова­ния со стороны тренера бывает, как правило, малоэффек­тивным. Следовательно, необходимо исключать нежела­тельные формы общения и поведения, не директивно по­давляя активность спортсмена, а направляя ее в другом, более желательном, направлении. В этом случае следует заменить одну ситуативную установку у спортсменов на

другую.

Известно, что поведение по отношению к партнеру реализуется под влиянием ситуативной установки, сфор­мированной в ходе прошлого опыта взаимодействия с

ним.

Исходя из трехкомпонентной теории установки (атти-тгода), в любом отношении к другому человеку можно выделить три основных компонента: 1) познавательный (оценка компетентности и деловых качеств партнера); 2) эмоциональный (симпатия — антипатия) и 3) пове­денческий (конкретная программа действия и поведения по отношению к конкретному человеку в определенной ситуации). Как показывают исследования, наиболее под­вижным и, следовательно, управляемым является именно

Оглавление