Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ
В общем виде управление поведением сводится к предсказанию поведения человека в определенной ситуации и организации этого поведения в нужном направлении *. В предыдущих главах, рассматривая особенности межличностного общения взаимодействующих партнеров, а также факторы, которые его обусловливают, мы описывали процесс общения и выясняли возможности его предсказания. Кроме того, сформулированные нами общие критерии оценки оптимальности или неоптимальности межличностных контактов участников совместной деятельности позволяют достаточно обоснованно говорить и о направлении желательных изменений их коммуникативного поведения. Таким образом, в настоящей главе мы готовы и, по существу, должны ответить на самый важный для тренеров вопрос: как управлять общением партнеров, как организовывать их коммуникативное поведение в нужном направлении? Ведь именно для этого, в конечном счете, и изучают межличностное общение в условиях групповой совместной деятельности, поскольку только организуя межличностное общение и управляя им можно практически решить проблемы личности в коллективе и оптимизации внутриколлективных связей в команде. Однако прежде, чем начать исследовать 'конкретные пути управления межличностным общением в команде вообще, у определенных партнеров или при работе с отдельным спортсменом, остановимся хотя бы кратко на существующих подходах к управлению групповым поведением. Это важно знать тренеру и психологу для лучшей ориентации в принципах обоснованной работы с командами и для выработки своего собственного взгляда на наиболее эффективное решение практических проблем в команде. Подходы к управлению групповым повелением Большинство экспериментальных и теоретических работ зарубежных и советских исследователей по проблемам управления групповым поведением могут рассматриваться в рамках предложенной Н. С. Мансуровым классификации способов преднамеренного управления групповым поведением: 1) ограничение деятельности в нежелательном направлении; 2) регулирование поведения с помощью распоряжений, приказов, установок; 3) направление деятельности через массовые социально-психологические явления, возникающие в общностях людей в процессе общения личностей, 4) косвенный способ *. Примером применения первого способа воздействия может служить терапия поведения в клинической практике с ее традиционным подходом по схеме стимул — организм— реакция, когда основной акцент делается на коррекции нежелательных форм индивидуального поведения (Дж. Куин, 1969). Второй способ управления поведением группы характерен главным образом для экспериментов с изменением направления коммуникации при решении, группой определенных задач (А. Бэвелас, 1950, 1960; X [1]2345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||