Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

В общем виде управление поведением сводится к предсказанию поведения человека в определенной ситуа­ции и организации этого поведения в нужном направле­нии *. В предыдущих главах, рассматривая особенности межличностного общения взаимодействующих партнеров, а также факторы, которые его обусловливают, мы опи­сывали процесс общения и выясняли возможности его предсказания. Кроме того, сформулированные нами об­щие критерии оценки оптимальности или неоптимально­сти межличностных контактов участников совместной деятельности позволяют достаточно обоснованно гово­рить и о направлении желательных изменений их комму­никативного поведения.

Таким образом, в настоящей главе мы готовы и, по существу, должны ответить на самый важный для трене­ров вопрос: как управлять общением партнеров, как ор­ганизовывать их коммуникативное поведение в нужном направлении? Ведь именно для этого, в конечном счете, и изучают межличностное общение в условиях групповой совместной деятельности, поскольку только организуя межличностное общение и управляя им можно практи­чески решить проблемы личности в коллективе и опти­мизации внутриколлективных связей в команде.

Однако прежде, чем начать исследовать 'конкретные пути управления межличностным общением в команде вообще, у определенных партнеров или при работе с от­дельным спортсменом, остановимся хотя бы кратко на существующих подходах к управлению групповым пове­дением. Это важно знать тренеру и психологу для лучшей ориентации в принципах обоснованной работы с командами и для выработки своего собственного взгляда на наиболее эффективное решение практических проблем в команде.

Подходы к управлению групповым повелением

Большинство экспериментальных и теоретических ра­бот зарубежных и советских исследователей по пробле­мам управления групповым поведением могут рассматри­ваться в рамках предложенной Н. С. Мансуровым клас­сификации способов преднамеренного управления группо­вым поведением: 1) ограничение деятельности в нежела­тельном направлении; 2) регулирование поведения с по­мощью распоряжений, приказов, установок; 3) направ­ление деятельности через массовые социально-психологи­ческие явления, возникающие в общностях людей в про­цессе общения личностей, 4)    косвенный способ *.

Примером применения первого способа воздействия может служить терапия поведения в клинической практи­ке с ее традиционным подходом по схеме стимул — орга­низм— реакция, когда основной акцент делается на кор­рекции нежелательных форм индивидуального поведе­ния (Дж. Куин, 1969).

Второй способ управления поведением группы харак­терен главным образом для экспериментов с изменением направления коммуникации при решении, группой опре­деленных задач (А. Бэвелас, 1950, 1960; X

Оглавление