Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕагрессивным реакциям со стороны товарищей по команде или тренера спортсмену предлагается специальная программа определенных действий (способов решения задач деятельности, проявления внимания, старания, самоотверженности) и способов общения и реагирования на собственные ошибки и замечания партнеров (признание своей вины, согласие с указанием партнера и т. д.). Адекватные формы межличностного реагирования — это, по существу, коммуникативные умения и навыки, позволяющие эффективно взаимодействовать с партнерами, находить с ними общий язык, активно участвовать в планировании и согласовании совместных действий. После анализа конфликтных ситуаций и составления программы адекватного ролевого поведения спортсмена можно имитировать (проиграть) типичные ситуации, в которых он чувствует затруднение. Подобного рода ролевая игра с психологом позволит спортсмену скорее освоить желаемые образцы и формы поведения. Далее в процессе взаимодействия с партнерами корректируется поведение и общение спортсмена и усложняется его ролевой репертуар. Для ускорения межличностной адаптации в случаях конфликтов и неспособности активно противодействовать средовым влияниям можно дополнительно применять и другие методы (десенсибилизацию, целенаправленную помощь лидеров и других членов команды). Такого рода коррекционная работа вызывает как срочный положительный эффект, так и устойчивое изменение коммуникативного поведения у спортсменов, по тем или иным причинам не участвовавших ранее в общении с партнерами. Кроме того, как показывает опыт, умение активно адаптироваться к среде значительно улучшает рабочее состояние спортсменов и их взаимодействие с партнерами. При этом предупреждаются внутригрупповые конфликты и рассогласованность действий команды. Овладев навыками эффективного общения и взаимодействия с партнерами, спортсмен действует успешнее, так как травмирующее действие стрессовых и предстрессовых ситуаций значительно снижается, а в ряде случаев снимается совсем. Процесс обучения общению с партнерами значительно ускоряется, если тренер постоянно количественно учитывает содержание и общий объем коммуникативной активности конкретного спортсмена в определенных ситуациях и вместе с ним анализирует изменения и вносит своевременные коррективы. Следует, однако, заметить, что освоение внешнего поведения и общения еще не означает, что проблема обучения эффективной коммуникации решена. Для этого необходимо еще, чтобы у спортсмена сформировалось новое и обязательно положительное отношение к общению и взаимодействию со своими партнерами и другими членами команды. Однократные, одномоментные воздействия, несмотря на их целесообразность и продуктивность, дают лишь кратковременный эффект. Чтобы радикально изменить поведение игроков, стойко корректировать их взаимные влияния и межличностные отношения, необходимы регулярная многократная организация и управление групповыми процессами в комплексе с другими воспитательными мероприятиями. «Управление социально-психологическими процессами выступает у В. И. Ленина как проблема развития и совершенствования массового сознания, повышения его уровня и в этом смысле чуждо манипулярному подходу, 12345678910111213141516[17]1819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||