Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

агрессивным реакциям со стороны товарищей по команде или тренера спортсмену предлагается специальная программа опре­деленных действий (способов решения задач деятельно­сти, проявления внимания, старания, самоотверженности) и способов общения и реагирования на собст­венные ошибки и замечания партнеров (признание своей вины, согласие с указанием партнера и т. д.). Адекватные формы межличностного реагирования — это, по существу, коммуникативные умения и навыки, позволяющие эффек­тивно взаимодействовать с партнерами, находить с ними общий язык, активно участвовать в планировании и со­гласовании совместных действий.

После анализа конфликтных ситуаций и составления программы адекватного ролевого поведения спортсмена можно имитировать (проиграть) типичные ситуации, в которых он чувствует затруднение. Подобного рода роле­вая игра с психологом позволит спортсмену скорее осво­ить желаемые образцы и формы поведения. Далее в процессе взаимодействия с партнерами корректируется поведение и общение спортсмена и усложняется его роле­вой репертуар. Для ускорения межличностной адаптации в случаях конфликтов и неспособности активно противо­действовать средовым влияниям можно дополнительно применять и другие методы (десенсибилизацию, целена­правленную помощь лидеров и других членов команды).

Такого рода коррекционная работа вызывает как срочный положительный эффект, так и устойчивое изме­нение коммуникативного поведения у спортсменов, по тем или иным причинам не участвовавших ранее в обще­нии с партнерами. Кроме того, как показывает опыт, уме­ние активно адаптироваться к среде значительно улуч­шает рабочее состояние спортсменов и их взаимодействие с партнерами. При этом предупреждаются внутригрупповые конфликты и рассогласованность действий команды. Овладев навыками эффективного общения и взаимодей­ствия с партнерами, спортсмен действует успешнее, так как травмирующее действие стрессовых и предстрессовых ситуаций значительно снижается, а в ряде случаев сни­мается совсем.

Процесс обучения общению с партнерами значитель­но ускоряется, если тренер постоянно количественно учи­тывает содержание и общий объем коммуникативной ак­тивности конкретного спортсмена в определенных ситуа­циях и вместе с ним анализирует изменения и вносит своевременные коррективы.

Следует, однако, заметить, что освоение внешнего поведения и общения еще не означает, что проблема обу­чения эффективной коммуникации решена. Для этого не­обходимо еще, чтобы у спортсмена сформировалось новое и обязательно положительное отношение к общению и взаимодействию со своими партнерами и другими члена­ми команды. Однократные, одномоментные воздействия, несмотря на их целесообразность и продуктивность, дают лишь кратковременный эффект. Чтобы радикально изме­нить поведение игроков, стойко корректировать их вза­имные влияния и межличностные отношения, необходимы регулярная многократная организация и управление групповыми процессами в комплексе с другими воспита­тельными мероприятиями.

«Управление социально-психологическими процесса­ми выступает у В. И. Ленина как проблема развития и совершенствования массового сознания, повышения его уровня и в этом смысле чуждо манипулярному подходу,

Оглавление