Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕвыявить внутреннюю психологическую картину этих конфликтных ситуаций в ходе индивидуальных бесед и опросов всех участников деятельности (как каждый партнер воспринимает эти ситуации, каковы его эмоциональные реакции и последствия для совместной деятельности) ; 3) проанализировать поведение лидера с ним самим, пытаясь выяснить, как он понимает и воспринимает свое поведение в критических для команды ситуациях, какую роль он отводит себе в управлении командой и воздействии на ближайших партнеров, знает ли о том, насколько неблагоприятно действует на состояние и деятельность отдельных спортсменов и команды в целом. После этого составляется программа конкретных действий и поведения лидера в конфликтных ситуациях с ориентацией спортсмена на контакт с определенным партнером (или партнерами). Обычно лидера обучают навыкам эффективного общения с партнерами в ситуациях реального взаимодействия, либо формируют способность более чутко реагировать на состояние своих партнеров (способность сопереживать, вставать на место партнера — эмпатия), либо постепенно преодолевают из- находится в холодных, неприязненных отношениях или к эторому он испытывает одностороннюю симпатию. Это положение отличается от традиционного положения о главным образом положительных эмоциональных отношений в организации эффективных воспитательных воздействйй. В условиях спортивно-игровой деятельноти поддержка и одобрение друзей являются привычными. Поэтому опора исключительно на положительные ;вязи приводит к закреплению существующих взаимоотношений, появлению устойчивых группировок и расколу коллектива. Локальные столкновения и вспышки в этом случае вызывают индуцированные межгрупповые конфликты. 3. Принцип авторитетности воздействия подразумевает организацию общения с обязательным учетом статусных отношений между воздействующим и опекаемым. Статус воздействующего в команде и для опекаемого должен быть достаточно высок (по крайней мере, не ниже статуса самого опекаемого). Эффект воздействия нередко целиком зависит от соблюдения именно этого принципа. В зависимости от задач, стоящих перед тренером, воздействия могут быть однократными или многократными, направленными на одного или нескольких игроков с целью создания щадящего (охранительного) или стимулирующего, мобилизующего режима общения. В любом случае речь, по существу, идет о формировании желаемого в определенных ситуациях взаимодействия поведения и реакций и действительных лидеров, и сублидеров команды. 4. Принцип деятельностной опосредо-ванности 1234567[8]910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||