Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

выявить внутреннюю психологическую картину этих конфликтных ситуаций в ходе индивидуальных бе­сед и опросов всех участников деятельности (как каж­дый партнер воспринимает эти ситуации, каковы его эмо­циональные реакции и последствия для совместной дея­тельности) ;

3)   проанализировать поведение лидера с ним самим, пытаясь выяснить, как он понимает и воспринимает свое поведение в критических для команды ситуациях, какую роль он отводит себе в управлении командой и воздейст­вии на ближайших партнеров, знает ли о том, насколько неблагоприятно действует на состояние и деятельность отдельных спортсменов и команды в целом.

После этого составляется программа конкретных дей­ствий и поведения лидера в конфликтных ситуациях с ориентацией спортсмена на контакт с определенным партнером (или партнерами). Обычно лидера обучают навыкам эффективного общения с партнерами в ситуаци­ях реального взаимодействия, либо формируют способ­ность более чутко реагировать на состояние своих парт­неров (способность сопереживать, вставать на место партнера — эмпатия), либо постепенно преодолевают из-

находится в холодных, неприязненных отношениях или к эторому он испытывает одностороннюю симпатию. Это положение отличается от традиционного положения о  главным образом положительных эмоциональных отношений в организации   эффективных   воспитательных воздействйй. В условиях спортивно-игровой деятельноти поддержка и одобрение друзей являются привычны­ми. Поэтому опора исключительно на    положительные ;вязи приводит к закреплению существующих взаимоотношений, появлению устойчивых группировок и расколу коллектива. Локальные столкновения и вспышки в этом случае вызывают индуцированные межгрупповые конф­ликты.

3.   Принцип     авторитетности     воздействия

подразумевает организацию общения с обязательным учетом статусных отношений между воздействующим и опекаемым. Статус воздействующего в команде и для опекаемого должен быть достаточно высок (по крайней мере, не ниже статуса самого опекаемого). Эффект воз­действия нередко целиком зависит от соблюдения именно

этого принципа.

В зависимости от задач, стоящих перед тренером, воздействия могут быть однократными или многократ­ными, направленными на одного или нескольких игроков с целью создания щадящего (охранительного) или сти­мулирующего, мобилизующего режима общения. В лю­бом случае речь, по существу, идет о формировании же­лаемого в определенных ситуациях взаимодействия пове­дения и реакций и действительных лидеров, и сублидеров

команды.

4.    Принцип   деятельностной    опосредо-ванности

Оглавление