Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

В зависимости от задач исследования и конкретной

ситуации в команде предложения могут быть составлены так, чтобы стимулировать ответы в нужном направлении. МНП особенно удобна при первом контакте психолога с командой и проводится как полустандартизированное ин­тервью. При устном опросе фиксируется время реакции на каждую фразу, а также анализируется содержание ответов, и затем они обсуждаются. Для исследований це­лесообразно разработать стандартный вариант методи­ки, пригодный для спортсменов различных специализа­ций, возраста и пола. С помощью МНП можно собирать и спортивный анамнез. Качественные ответы опрашивае­мых при необходимости могут быть подвергнуты и коли­чественной обработке для выявления, например, конф­ликтных зон, психотравмирующих факторов и т. д.

Межличностные отношения

Изучая межличностное общение спортсменов, мы сталкиваемся с необходимостью выявления и их взаимо­отношений как в процессе совместной деятельности, так и вне ее. Измерение отношений спортсмена с партнерами

является важным дополнением в исследовании межлич­ностного общения и управления взаимовлияниями в команде.

Существует несколько общеизвестных методик коли­чественного изучения характера межличностных отноше­ний в спорте. К ним относятся социометрические опросы, шкала приемлемости (социальной дистанции), референ-тометрия и др.

При социометрических опросах * выявляется система межличностных предпочтений и негативных отношений к определенным членам команды путем анализа выборов желательного (или нежелательного) партнера или отка­зов от него в ситуации значимой деятельности или в сво­бодном общении.

Мы не будем подробно описывать эту методику. Важ­но лишь учитывать несколько обстоятельств:

1)        при формулировке критериев выборов (с кем бы вы хотели выполнять ту или иную деятельность, задачу и т. д.) необходимо обязательно отражать специфику конкретного вида спорта и особенности ситуаций значи­мой деятельности и общения, присущие реальной команде;

2)        каждый выбор или отказ должен быть мотивирован (почему тот или иной партнер желателен или нежелате­лен для разминки, групповых упражнений и др.);

Оглавление