Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕВ зависимости от задач исследования и конкретной ситуации в команде предложения могут быть составлены так, чтобы стимулировать ответы в нужном направлении. МНП особенно удобна при первом контакте психолога с командой и проводится как полустандартизированное интервью. При устном опросе фиксируется время реакции на каждую фразу, а также анализируется содержание ответов, и затем они обсуждаются. Для исследований целесообразно разработать стандартный вариант методики, пригодный для спортсменов различных специализаций, возраста и пола. С помощью МНП можно собирать и спортивный анамнез. Качественные ответы опрашиваемых при необходимости могут быть подвергнуты и количественной обработке для выявления, например, конфликтных зон, психотравмирующих факторов и т. д. Межличностные отношения Изучая межличностное общение спортсменов, мы сталкиваемся с необходимостью выявления и их взаимоотношений как в процессе совместной деятельности, так и вне ее. Измерение отношений спортсмена с партнерами является важным дополнением в исследовании межличностного общения и управления взаимовлияниями в команде. Существует несколько общеизвестных методик количественного изучения характера межличностных отношений в спорте. К ним относятся социометрические опросы, шкала приемлемости (социальной дистанции), референ-тометрия и др. При социометрических опросах * выявляется система межличностных предпочтений и негативных отношений к определенным членам команды путем анализа выборов желательного (или нежелательного) партнера или отказов от него в ситуации значимой деятельности или в свободном общении. Мы не будем подробно описывать эту методику. Важно лишь учитывать несколько обстоятельств: 1) при формулировке критериев выборов (с кем бы вы хотели выполнять ту или иную деятельность, задачу и т. д.) необходимо обязательно отражать специфику конкретного вида спорта и особенности ситуаций значимой деятельности и общения, присущие реальной команде; 2) каждый выбор или отказ должен быть мотивирован (почему тот или иной партнер желателен или нежелателен для разминки, групповых упражнений и др.); 1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738[39]40414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||