Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

   есть ли лидер в линии;                                               

   едино ли восприятие и понимание игровой ситуации у партнеров;

— каковы особенности общения и взаимовлияний, между ними  (характер, направленность, интенсивность, форма);

—  своевременна ли их коммуникация;

—  каковы взаимоотношения между ними.                      [При отсутствии общения или его несоответствии требованиям деятельности тренер предлагает игрокам фор- ! мы желательного общения и контролирует точность выполнения своих указаний. В индивидуальных беседах он  выясняет, нет ли психологических барьеров, затрудняющих их игровые и личностные контакты.

Двигательная и речевая заторможенность лидеров команды отрицательно сказывается на эффективности  действий остальных спортсменов. Поэтому очень важно ; предупреждать спады настроения у эмоциональных лидеров, для чего надо специально обучать опытных игроков управлению партнерами, правильному общению.      

Предупреждать межличностные конфликты у партнеров одной или двух линий надо поручая инициаторам ; конфликтов создавать ЗПК своим привычным «жертвам».

Конфликт между двумя лидерами предупреждают,  переключая их внимание на поддержку игроков в разных  линиях, если это возможно по их функциям. Иногда двух | агрессивных лидеров разводят по разным линиям. Эффективным оказывается применение таких тактических вариантов игры, при которых эти спортсмены в конфликт­ных ситуациях не участвуют в совместных действиях. Ве­роятность возникновения конфликта при этом значитель­но уменьшается.

Последний способ предупреждения межличностных конфликтов особенно целесообразен, если у тренера еще не установлен психологический контакт с ведущими игро­ками, которые скептически могут отнестись к его указа­ниям.

Кроме всего этого, целесообразно уделять специальное , внимание выработке средств сигнализации при группо­вых и командных действиях.

В учебно-тренировочной работе можно рекомендовать следующие упражнения:

Оглавление