Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

л) организация деятельности (О) — все замечания и указания, касающиеся очередности выполнения деятельности, предполагаемых замен, характера работы, распределения функций и т. д. Таким об­разом, речь идет об организационных указаниях, которые не направ­лены на то, чтобы сразу изменить деятельность спортсменов. Поэто­му сообщение о замене относится к категории О, а указание игроку, вышедшему на замену, взять на себя опеку определенного нападаю­щего из команды противника является технической инструкцией.

5. Спонтанное поведение, непосредственно не связанное со спор­тивной деятельностью:

м) обращения общего характера и посторонние разговоры (GC) — шутки, обсуждение вопросов, не связанных с тренировками или соревнованиями (беседы тренера о домашних и учебных делах спортсменов и др.).

Как любой метод исследования, наблюдение имеет свои достоинства и недостатки. Основным преимущест­вом наблюдения является возможность фиксации объек­тивно происходящих событий и явлений по мере того, как они возникают и развиваются, т. е. в их динамике. При этом можно регистрировать сам процесс поведения груп­пы или деятельности. Правильное и корректное наблю-

дение фиксирует действительные факты,   собы­тия,  а не мнения, оценки или впечатления о них.

Метод наблюдения удобен и тем, что при изучении поведения и общения спортсменов исследователь или тре­нер не вмешивается в сам процесс их взаимодействия, не нарушает естественный ход совместной деятельности. При этом информация не зависит от способности, жела­ния или заинтересованности участников, как это нередко бывает при опросах. Кроме того, во время опроса респон­дент далек от напряжений и стресса реальной ситуации взаимодействия или находится под влиянием самой си­туации опроса. Поэтому диагностическая ценность пред­сказания поведения только по данным интервью довольно ограничена, и различия между тем, что говорит человек, и тем, как он действует, могут быть довольно велики.

Кроме того, многие формы поведения воспринимаются людьми как сами собой разумеющиеся и настолько при­вычные, что участники деятельности просто никогда не задумываются о них, не обращают на них внимания и поэтому не могут словесно их описать.

Все это свидетельствует о необходимости применения

Оглавление