Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ
Команда СССР выиграла встречу со счетом 3:0. В таблице приведены суммарные данные по общению и взаимодействию команд за три партии. Наблюдение велось одновременно за двумя командами, без фиксации направленности общения. На рис. 22 показана коммуникограмма «активного круга общения» игрока 2 (А) основного состава женской волейбольной команды непосредственно в процессе ее взаимодействия с партнерами. Здесь игрок 2 выступает как инициатор общения и чаще всего обращается к ближайшим партнерам— Зи 1. Там же приведена коммуникограмма «пассивного круга общения» (Б), когда игрок 2 выступает как реципиент коммуникации, получает обращения, указания партнеров. Сопоставив обе коммуникограммы, мы можем сделать заключение о том, что в процессе совместной деятельности игрок 2 чаще выступает реципиентом информации, чаще подтверждает получение сообщений, является «ведомым», достаточно прочно включенным в коллективные связи. Полученные данные могут быть соотне-
сены с функциональной ролью игрока, его статусом в команде, уровнем подготовленности и результативностью выступления в отдельной игре или на турнире и т. д. Предлагаемая схема наблюдения применялась главным образом для изучения особенностей коммуникативного поведения взаимодействующих партнеров. В некоторых случаях, однако, она оказалась пригодной и для содержательной характеристики общения тренера во время соревновательной деятельности: при управлении баскетбольной командой (В. Л. Шептаев, 1974, 1975) и при секундировании борцов (Ю. Е. Рыжкин, 1975, 1976). В этом смысле заслуживает внимания схема наблюдения за поведением тренера в ходе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, недавно предложенная американскими психологами Р. Смитом, Ф. Смол-лом и Э. Хаитом из Вашингтонского университета (1976, 1977). Идея создания этой схемы возникла у исследователей, когда они попытались выяснить, как определенные виды поведения тренера влияют на детей, занимающихся спортом. Р. Смит, Ф. Смолл и Э. Хант выделили два основных класса категорий: 1) реактивное (непосредственная реакция на ситуацию) и 2) спонтанное поведение (не связанное с какими-то определенными стимулами). Ниже приведена предложенная ими общая схема наблюдения, включающая 12 категорий. Как видно из схемы, реактивное поведение тренера 1234567891011121314151617181920212223242526272829[30]31323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
||||||||||
|
||||||||||