Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

Команда СССР выиграла встречу со счетом 3:0. В таблице приведены суммарные данные по общению и взаимодействию команд за три партии. Наблюдение ве­лось одновременно за двумя командами, без фиксации направленности общения.

На рис. 22 показана коммуникограмма «активного круга общения» игрока 2 (А) основного состава женской волейбольной команды непосредственно в процессе ее взаимодействия с партнерами. Здесь игрок 2 выступает как инициатор общения и чаще всего обращается к бли­жайшим партнерам— Зи 1.

Там же приведена коммуникограмма «пассивного кру­га общения» (Б), когда игрок 2 выступает как реципиент

коммуникации, получает обращения, указания партне­ров. Сопоставив обе коммуникограммы, мы можем сде­лать заключение о том, что в процессе совместной дея­тельности игрок 2 чаще выступает реципиентом инфор­мации, чаще подтверждает получение сообщений, являет­ся «ведомым», достаточно прочно включенным в коллек­тивные связи. Полученные данные могут быть соотне-


 

 

сены с функциональной ролью игрока, его статусом в команде, уровнем подготовленности и результативностью выступления в отдельной игре или на турнире и т. д.

Предлагаемая схема наблюдения применялась глав­ным образом для изучения особенностей коммуникатив­ного поведения взаимодействующих партнеров. В неко­торых случаях, однако, она оказалась пригодной и для содержательной характеристики общения тренера во вре­мя соревновательной деятельности: при управлении бас­кетбольной командой (В. Л. Шептаев, 1974, 1975) и при секундировании борцов (Ю. Е. Рыжкин, 1975, 1976).

В этом смысле заслуживает внимания схема наблю­дения за поведением тренера в ходе учебно-тренировоч­ной и соревновательной деятельности, недавно предло­женная американскими психологами Р. Смитом, Ф. Смол-лом и Э. Хаитом из Вашингтонского университета (1976, 1977). Идея создания этой схемы возникла у исследова­телей, когда они попытались выяснить, как определенные виды поведения тренера влияют на детей, занимающихся спортом. Р. Смит, Ф. Смолл и Э. Хант выделили два ос­новных класса категорий: 1) реактивное (непосредствен­ная реакция на ситуацию) и 2) спонтанное поведение (не связанное с какими-то определенными стимулами). Ниже приведена предложенная ими общая схема наблюдения, включающая 12 категорий.

Как видно из схемы, реактивное поведение тренера

Оглавление