Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

применять систематические наблюдения за деятельно­стью и общением ведомых, индивидуальные беседы с ни­ми, совместно анализировать их поведение и эмоцио­нальные состояния и т. д. При этом надо выявлять наибо­лее психотравмирующие ситуации общения и причины выраженной дезорганизации коммуникативного поведе­ния спортсменов.

На этом анализе основывается тактика систематиче­ских воздействий тренера и выбор средств для работы со спортсменами. Примером подобного рода социально-пси­хологического тренинга являются следующие мероприя­тия: 1) научение социально-психологической ориентиров­ке в ситуациях взаимодействия с партнерами и понима­нию своей роли в межличностных связях; 2) снятие ■ чрезмерной чувствительности (десенсибилизация*) к не­которым психотравмирующим и конфликтным ситуациям (приучение к необходимости активно общаться с любыми партнерами); 3) подбор желательных и нежелательных партнеров и обучение способам активного противодей­ствия неблагоприятным межличностным и микросредо-вым влияниям..

К сожалению, все эти способы улучшения межлично­стной адаптации спортсменов в команде пока не получили достаточно широкого распространения в эксперименталь­ных исследованиях. Конкретные методические приемы и систему обучения эффективной межличностной комму­никации в спорте еще предстоит разработать. Однако уже сейчас на основании практического опыта и отдель­ных исследований можно рекомендовать некоторые пути обучения ведомых целесообразной самоорганизации их поведения, действий и общения с партнерами в стрессо­вых и предконфликтных ситуациях.

В основе предлагаемого нами подхода лежит ролевая концепция и положение о нормативной детерминации по­ведения, и общения взаимодействующих партнеров. Суть

* Процедура десенсибилизации как специальный психотерапев­тический метод, применяемый   квалифицированным   профессиональным психологом, включает в себя три стадии: 1) обучение умению расслабляться; 2) составление ранжированного по значимости переч­ня из 6—8 ситуаций, где общение затруднено или невозможно; 3) предъявление этих ситуаций, начиная с наименее травмирующей, испытуемому, находящемуся в состоянии расслабления и покоя. См. подробнее  Ю.  Л.  X а н и н.  Опыт  применения  десенсибилизации   в

. межличной адаптации спортсменов. В сб. «Психическая саморегуля­ция». Вып. 2, Алма-Ата. 1974, с. 289—291.

ее заключается в том, что неадекватные взаимные влия­ния и конфликты возникают в результате несовпадения реального поведения и способов общения в конкретных ситуациях с имеющимися у партнеров представлениями о должном поведении и их ролевыми ожиданиями.

В ходе обучения умению активно адаптироваться к средовым неблагоприятным воздействиям,

Оглавление