Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ
применять систематические наблюдения за деятельностью и общением ведомых, индивидуальные беседы с ними, совместно анализировать их поведение и эмоциональные состояния и т. д. При этом надо выявлять наиболее психотравмирующие ситуации общения и причины выраженной дезорганизации коммуникативного поведения спортсменов. На этом анализе основывается тактика систематических воздействий тренера и выбор средств для работы со спортсменами. Примером подобного рода социально-психологического тренинга являются следующие мероприятия: 1) научение социально-психологической ориентировке в ситуациях взаимодействия с партнерами и пониманию своей роли в межличностных связях; 2) снятие ■ чрезмерной чувствительности (десенсибилизация*) к некоторым психотравмирующим и конфликтным ситуациям (приучение к необходимости активно общаться с любыми партнерами); 3) подбор желательных и нежелательных партнеров и обучение способам активного противодействия неблагоприятным межличностным и микросредо-вым влияниям.. К сожалению, все эти способы улучшения межличностной адаптации спортсменов в команде пока не получили достаточно широкого распространения в экспериментальных исследованиях. Конкретные методические приемы и систему обучения эффективной межличностной коммуникации в спорте еще предстоит разработать. Однако уже сейчас на основании практического опыта и отдельных исследований можно рекомендовать некоторые пути обучения ведомых целесообразной самоорганизации их поведения, действий и общения с партнерами в стрессовых и предконфликтных ситуациях. В основе предлагаемого нами подхода лежит ролевая концепция и положение о нормативной детерминации поведения, и общения взаимодействующих партнеров. Суть * Процедура десенсибилизации как специальный психотерапевтический метод, применяемый квалифицированным профессиональным психологом, включает в себя три стадии: 1) обучение умению расслабляться; 2) составление ранжированного по значимости перечня из 6—8 ситуаций, где общение затруднено или невозможно; 3) предъявление этих ситуаций, начиная с наименее травмирующей, испытуемому, находящемуся в состоянии расслабления и покоя. См. подробнее Ю. Л. X а н и н. Опыт применения десенсибилизации в . межличной адаптации спортсменов. В сб. «Психическая саморегуляция». Вып. 2, Алма-Ата. 1974, с. 289—291. ее заключается в том, что неадекватные взаимные влияния и конфликты возникают в результате несовпадения реального поведения и способов общения в конкретных ситуациях с имеющимися у партнеров представлениями о должном поведении и их ролевыми ожиданиями. В ходе обучения умению активно адаптироваться к средовым неблагоприятным воздействиям, 123456789101112131415[16]171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||