Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕПоведенческий компонент снижается, когда грамотный, знающий тренер не придает должного значения своему внешнему поведению и общению со спортсменами (не с каждым поговорит, выслушает, не заметит изменений в состоянии игрока или грубо его оборвет). Практический опыт работы со шкалой показал, что при оценке отношений спортсменов к тренеру общий уровень благополучия или неблагополучия отношений является лишь общим критерием оценки. Значительно более информативен показатель «желаемых отношений» с тренером для каждого спортсмена, который получают с помощью этой же шкалы. Если спортсменам предложить оценить не только свои реальные отношения с тренером, но и наиболее благоприятные для успешной совместной работы, то можно выяснить ведущие потребности спортсмена. И в этом случае, сопоставив реальные и желаемые отношения отдельного спортсмена и всей команды, можно более точно определить, в какой мере стиль отношений и поведения тренера соответствует или не соответствует (и в чем именно) ожиданиям его воспитанников. Следовательно, шкалу «тренер — спортсмен» целесообразно применять для: 1) диагностики степени благоприятности или неблагоприятности межличностных и деловых контактов у тренера со спортсменами; 2) оценки соответствия или несоответствия ожиданиям и потребностям спортсменов сложившихся в команде отношений с тренером; 3) планирования учебно-тренировочной и воспитательной работы со спортсменами; 4) текущего психолого-педагогического контроля заподготовкой команды и ее выступлениями в соревнованиях (динамикой отношений в процессе напряженной работы и результатами выступления в отдельных играх, турнирах, чемпионатах). На практике в зависимости от целей команды и тренера шкала может использоваться в различных вариантах. Чаще всего проводится групповой письменный опрос для выявления реальных отношений с тренером в данное время и желательных отношений с ним. Кроме того, можно выявлять отношения спортсменов к различным тренерам (первому, второму, в клубной или сборной команде, в различных командах); ретроспективные (в прошлом), текущие (в данный момент) и предпо 123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445[46]474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||