Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

Поведенческий компонент снижается, когда грамот­ный, знающий тренер не придает должного значения сво­ему внешнему поведению и общению со спортсменами (не с каждым поговорит, выслушает, не заметит измене­ний в состоянии игрока или грубо его оборвет).

Практический опыт работы со шкалой показал, что при оценке отношений спортсменов к тренеру общий уро­вень благополучия или неблагополучия отношений явля­ется лишь общим критерием оценки. Значительно более информативен показатель «желаемых отношений» с тре­нером для каждого спортсмена, который получают с по­мощью этой же шкалы. Если спортсменам предложить оценить не только свои реальные отношения с тренером, но и наиболее благоприятные для успешной совместной работы, то можно выяснить ведущие потребности спорт­смена. И в этом случае, сопоставив реальные и желаемые отношения отдельного спортсмена и всей команды, мож­но более точно определить, в какой мере стиль отноше­ний и поведения тренера соответствует или не соответ­ствует (и в чем именно) ожиданиям его воспитанников.

Следовательно, шкалу «тренер — спортсмен» целесо­образно применять для:

1)        диагностики степени благоприятности или небла­гоприятности межличностных и деловых контактов у тре­нера со спортсменами;

2)        оценки соответствия или несоответствия ожидани­ям и потребностям спортсменов сложившихся в команде отношений с тренером;

3)        планирования учебно-тренировочной и воспитатель­ной работы со спортсменами;

4)   текущего психолого-педагогического контроля заподготовкой команды и ее выступлениями в соревнова­ниях (динамикой отношений в процессе напряженной ра­боты и результатами выступления в отдельных играх, турнирах, чемпионатах).

На практике в зависимости от целей команды и тре­нера шкала может использоваться в различных вариан­тах.

Чаще всего проводится групповой письменный опрос для выявления реальных отношений с тренером в данное время и желательных отношений с ним.

Кроме того, можно выявлять отношения спортсменов к различным тренерам (первому, второму, в клубной или сборной команде, в различных командах); ретроспектив­ные (в прошлом), текущие (в данный момент) и предпо­

Оглавление