Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

Можно ориентироваться и на общие итоговые показатели, специально выделяя игроков, набравших наименьшее количество баллов, а затем анализируя их отношения. ; В табл. 25 приведен один из вариантов рабочей записи результатов опроса игроков юношеской баскетбольной | команды (Ю. Л. Ханин, Е. Н. Ершова, 1977, 1979).

Высокие или низкие оценки отношений к тренеру дают обобщенное представление о прошлом опыте взаимодей­ствия спортсмена с тренером. Эти оценки характеризуют степень удовлетворенности или неудовлетворенности спортсмена своим контактом с тренером и, следователь­но, свидетельствуют о психологических резервах в повы­шении эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов и команды.

Снижение оценки тренера как специалиста может означать повышенную критичность у спортсмена, стрем­ление активнее участвовать в планировании своей дея­тельности, обсуждении методов тренировки. Это свиде­тельствует также о самостоятельности спортсмена, осо­знанности его действий. Причем профессиональная оцен­ка тренера снижается чаще всего после приглашения спортсмена в сборную команду или в результате нару­шений собственно-межличностных отношений. А вот иг­роки, сильно ориентированные на результат, достижение, занижают оценку профессиональных качеств тренера.

Тренерам, которым 30—40% членов команды дают низкие оценки по гностическому компоненту, полезно ответить на следующие вопросы:

—  часто ли они обсуждают вопросы перспективного и текущего   планирования, новинки в технике и тактике

    игры со спортсменами?

   какие новые варианты, игровые комбинации разу­чивала в последнее время команда?

   что они знают о последних достижениях в своем виде спорта за рубежом и об опыте работы ведущих ко­манд страны?

   бывают ли у них неинтересные тренировки? Часто ли они предлагают новые упражнения, задания спорт­сменам?

Снижение эмоциональных оценок (тренер как человек, личность) свидетельствует о том, что потребность в близ­ких, человеческих отношениях у данного спортсмена не удовлетворена. Не исключено, что это — результат конф­ликтов или невнимания тренера к личным делам, заботам и интересам игрока.

Оглавление