Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕМожно ориентироваться и на общие итоговые показатели, специально выделяя игроков, набравших наименьшее количество баллов, а затем анализируя их отношения. ; В табл. 25 приведен один из вариантов рабочей записи результатов опроса игроков юношеской баскетбольной | команды (Ю. Л. Ханин, Е. Н. Ершова, 1977, 1979). Высокие или низкие оценки отношений к тренеру дают обобщенное представление о прошлом опыте взаимодействия спортсмена с тренером. Эти оценки характеризуют степень удовлетворенности или неудовлетворенности спортсмена своим контактом с тренером и, следовательно, свидетельствуют о психологических резервах в повышении эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов и команды. Снижение оценки тренера как специалиста может означать повышенную критичность у спортсмена, стремление активнее участвовать в планировании своей деятельности, обсуждении методов тренировки. Это свидетельствует также о самостоятельности спортсмена, осознанности его действий. Причем профессиональная оценка тренера снижается чаще всего после приглашения спортсмена в сборную команду или в результате нарушений собственно-межличностных отношений. А вот игроки, сильно ориентированные на результат, достижение, занижают оценку профессиональных качеств тренера. Тренерам, которым 30—40% членов команды дают низкие оценки по гностическому компоненту, полезно ответить на следующие вопросы: — часто ли они обсуждают вопросы перспективного и текущего планирования, новинки в технике и тактике игры со спортсменами? — какие новые варианты, игровые комбинации разучивала в последнее время команда? — что они знают о последних достижениях в своем виде спорта за рубежом и об опыте работы ведущих команд страны? — бывают ли у них неинтересные тренировки? Часто ли они предлагают новые упражнения, задания спортсменам? Снижение эмоциональных оценок (тренер как человек, личность) свидетельствует о том, что потребность в близких, человеческих отношениях у данного спортсмена не удовлетворена. Не исключено, что это — результат конфликтов или невнимания тренера к личным делам, заботам и интересам игрока.
1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344[45]46474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||