Психология общения в спорте Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ
игроками; 4) укреплялись игровые связи за счет облегчения коммуникаций между спортсменами и организации оптимальных взаимовлияний. Такой способ организации общения лидеров с другими членами команды пригоден не только в игровых видах спорта. Он оказался эффективным и в командных (гребле) и в индивидуальных видах спорта (художественная гимнастика), а также при оптимизации межличностных контактов у тренера с отдельными спортсменами и с командой (Ю. Л. Ханин, Е. Н. Ершова, 1978, 1979). В целом этот подход может быть использован в практике работы тренера с любой командой. Однако при организации внутриколлективных связей встречаются, хотя и не часто, две сложности, когда лидеры могут не справиться с поставленной перед ними задачей. Во-первых, если у самого лидера «не пошла игра» или он начинает допускать ошибки, то, как правило, ему становится довольно сложно поддерживать других, помогать : партнерам. Только очень авторитетный спортсмен может позволить себе не замечать своих ошибок. В некоторых ) случаях решить эту проблему удавалось подключением ; других лидеров на помощь данному спортсмену. Во-вторых, иногда встречается недостаточная мотивацкя и даже нежелание общаться с определенными партнерами, помогать им. Подобная ситуация возникает скорее в индивидуальных видах спорта и при выраженном соперничестве воздействующего и олекаемого. Одна- ко и в этих случаях специальные беседы с лидерами способствовали если не кардинальному изменению их поведения в лучшую, желаемую сторону, то по крайней мере существенному снижению агрессивных реакций на определенных партнеров или товарищей по команде. Такая задача, например, была успешно решена в работе Л. Артамоновой (1970), выполненной под нашим руководством на контингенте спортсменок, специализирующихся в художественной гимнастике. Работа с ведомыми До сих пор мы обсуждали подход, который условно можно назвать организацией средовых и межличностных влияний или «управлением микросредой». И действительно, речь в основном шла об изменении способов коммуникативного поведения одного (двух) члена команды по отношению к другому (другим) члену команды, который постоянно исполнял роль пассивного объекта их воздействия. С одной стороны, организация желаемой микросреды для отдельных спортсменов предполагает их известную пассивность и, по существу, ориентирована на то, чтобы как-то компенсировать их неспособность или неумение 123456789101112[13]141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152535455565758596061
|
|||||||||
|
|||||||||