Психология общения в спорте

Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ В КОМАНДЕ

игроками;

4)  укреплялись игровые связи за счет облегчения ком­муникаций между спортсменами и организации оптималь­ных взаимовлияний.

Такой способ организации общения лидеров с другими членами команды пригоден не только в игровых видах спорта. Он оказался эффективным и в командных (греб­ле) и в индивидуальных видах спорта (художественная гимнастика), а также при оптимизации межличностных контактов у тренера с отдельными спортсменами и с командой (Ю. Л. Ханин, Е. Н. Ершова, 1978, 1979).

В целом этот подход может быть использован в прак­тике работы тренера с любой командой. Однако при ор­ганизации внутриколлективных связей встречаются, хотя и не часто, две сложности, когда лидеры могут не справиться с поставленной перед ними задачей.

Во-первых, если у самого лидера «не пошла игра» или он начинает допускать ошибки, то, как правило, ему становится довольно сложно поддерживать других, помогать : партнерам. Только очень авторитетный спортсмен может позволить себе не замечать своих ошибок. В некоторых ) случаях решить эту проблему удавалось подключением ;  других лидеров на помощь данному спортсмену.

Во-вторых, иногда встречается недостаточная мотивацкя    и даже нежелание    общаться с определенными партнерами, помогать им. Подобная ситуация возникает скорее в индивидуальных видах спорта и при выражен­ном соперничестве воздействующего и олекаемого. Одна-

ко и в этих случаях специальные беседы с лидерами спо­собствовали если не кардинальному изменению их пове­дения в лучшую, желаемую сторону, то по крайней мере существенному снижению агрессивных реакций на опре­деленных партнеров или товарищей по команде. Такая задача, например, была успешно решена в работе Л. Ар­тамоновой (1970), выполненной под нашим руководством на контингенте спортсменок, специализирующихся в ху­дожественной гимнастике.

Работа с ведомыми

До сих пор мы обсуждали подход, который условно можно назвать организацией средовых и межличностных влияний или «управлением микросредой». И действитель­но, речь в основном шла об изменении способов коммуни­кативного поведения одного (двух) члена команды по отношению к другому (другим) члену команды, который постоянно исполнял роль пассивного объекта их воздей­ствия.

С одной стороны, организация желаемой микросреды для отдельных спортсменов предполагает их известную пассивность и, по существу, ориентирована на то, чтобы как-то компенсировать их неспособность или неумение

Оглавление