Психология общения в спорте

Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!

бе). То, как оценивает себя и свои возможности спорт­смен, имеет важное значение для его общения с партне­рами по совместной деятельности. Для спортсмена с вы­сокой самооценкой характерно активное и непринужден­ное общение с партнерами, преобладание активного кру­га общения, достаточно терпимое отношение к негатив­ным замечаниям.

Напротив, не уверенный в себе игрок с пониженной самооценкой будет чаще играть пассивную роль в обще­нии, реже обращаться к партнерам, в большей степени ориентироваться на их оценки и, как это ни странно, ждать негативной оценки со стороны других. Особую чувствительность и ранимость такие, спортсмены прояв­ляют в неопределенных и конфликтных ситуациях, видя угрозу своему самоуважению порою там, где ее, по суще­ству, и нет. Как правило, эти спортсмены могут быть к тому же и высокотревожными.

В последнее время, особенно в связи с работами аме­риканского психолога Дж. Мак-Кроски (1970—1978) и его сотрудников, появились интересные возможности для диагностики не просто тревожности, а тревожности в связи с межличностным общением. Разработана специ­альная шкала, позволяющая дифференцировать людей по степени величины их боязни и нежелания общаться с другими. У спортсменов с выраженной тревожностью в межличностном общении можно ожидать большей пас­сивности в общении, стремления избегать контактов там, где они необходимы, испытывать затруднения в поддер­жании межличностных связей в ходе совместной деятелькости. Своевременное выявление высокотревожных в об­щении спортсменов, к тому же не уверенных в себе, будет необходимой предпосылкой для проведения специальной педагогической коррекционной работы с ними.

Стремление к доминированию, лидерству также мо­жет влиять на особенности коммуникативного поведения спортсмена. Прежде всего оно проявляется в большем объеме общительности и попытках управлять поведением других, в расширении круга активного общения и вклю­чении в него не только ближайших партнеров, как тре­бовали бы ситуации взаимодействия, но и других членов команды. У таких спортсменов можно также ожидать больше оценок и конкретных указаний и замечаний   по способам решения совместных задач деятельности.

Но так как наиболее существенные формы общитель­ности всегда носят избирательный характер,    простого количественного определения объема отношений совер­шенно недостаточно. «Было бы ошибочным, — как спра­ведливо отмечал Б. Г. Ананьев, — сводить отношения об­щения и формирующиеся в них коммуникативные черты характера лишь к объему общительности» (1949). Самы­ми важными, т.е. критериями избирательности, в обще­нии являются мотивы, по которым осуществляется обще­ние и которыми определяется объем общительности.

К мотивационным факторам, которые также могут иметь отношение к межличностному общению в деятель­ности, следует в первую очередь отнести преобладающую направленность   личности:   коллективистскую,   эмоцио­нальную (на установление и поддержание отношений с партнерами), деятельностную   (на решение задач сов­местной деятельности и достижение высокого результа­та) и личностную (на себя, самоутверждение) (Б. Басе). Каждый из этих типов направленности можно наблюдать в спорте (Р. Л. Кричевский, 1978). Они имеют значение не только для эффективной деятельности   спортсменов, их отношений в команде, но и для реальных межлично­стных контактов.

Можно предположить, что в командах, где спортсме­ны имеют выраженную ориентацию на задачу, достиже­ние высокого результата в ситуациях неуспеха общение будет складываться значительно эмоциональнее, чем в командах, где игроки в большей мере ориентированы на поддержание дружеских отношений. Личностная ориен­тация может проявляться в меньшей активности и общении с партнерами, особенно с низкостатусными, и в более частых попытках оправдываться или обвинять других при

Оглавление