Психология общения в спорте Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!бе). То, как оценивает себя и свои возможности спортсмен, имеет важное значение для его общения с партнерами по совместной деятельности. Для спортсмена с высокой самооценкой характерно активное и непринужденное общение с партнерами, преобладание активного круга общения, достаточно терпимое отношение к негативным замечаниям. Напротив, не уверенный в себе игрок с пониженной самооценкой будет чаще играть пассивную роль в общении, реже обращаться к партнерам, в большей степени ориентироваться на их оценки и, как это ни странно, ждать негативной оценки со стороны других. Особую чувствительность и ранимость такие, спортсмены проявляют в неопределенных и конфликтных ситуациях, видя угрозу своему самоуважению порою там, где ее, по существу, и нет. Как правило, эти спортсмены могут быть к тому же и высокотревожными. В последнее время, особенно в связи с работами американского психолога Дж. Мак-Кроски (1970—1978) и его сотрудников, появились интересные возможности для диагностики не просто тревожности, а тревожности в связи с межличностным общением. Разработана специальная шкала, позволяющая дифференцировать людей по степени величины их боязни и нежелания общаться с другими. У спортсменов с выраженной тревожностью в межличностном общении можно ожидать большей пассивности в общении, стремления избегать контактов там, где они необходимы, испытывать затруднения в поддержании межличностных связей в ходе совместной деятелькости. Своевременное выявление высокотревожных в общении спортсменов, к тому же не уверенных в себе, будет необходимой предпосылкой для проведения специальной педагогической коррекционной работы с ними. Стремление к доминированию, лидерству также может влиять на особенности коммуникативного поведения спортсмена. Прежде всего оно проявляется в большем объеме общительности и попытках управлять поведением других, в расширении круга активного общения и включении в него не только ближайших партнеров, как требовали бы ситуации взаимодействия, но и других членов команды. У таких спортсменов можно также ожидать больше оценок и конкретных указаний и замечаний по способам решения совместных задач деятельности. Но так как наиболее существенные формы общительности всегда носят избирательный характер, простого количественного определения объема отношений совершенно недостаточно. «Было бы ошибочным, — как справедливо отмечал Б. Г. Ананьев, — сводить отношения общения и формирующиеся в них коммуникативные черты характера лишь к объему общительности» (1949). Самыми важными, т.е. критериями избирательности, в общении являются мотивы, по которым осуществляется общение и которыми определяется объем общительности. К мотивационным факторам, которые также могут иметь отношение к межличностному общению в деятельности, следует в первую очередь отнести преобладающую направленность личности: коллективистскую, эмоциональную (на установление и поддержание отношений с партнерами), деятельностную (на решение задач совместной деятельности и достижение высокого результата) и личностную (на себя, самоутверждение) (Б. Басе). Каждый из этих типов направленности можно наблюдать в спорте (Р. Л. Кричевский, 1978). Они имеют значение не только для эффективной деятельности спортсменов, их отношений в команде, но и для реальных межличностных контактов. Можно предположить, что в командах, где спортсмены имеют выраженную ориентацию на задачу, достижение высокого результата в ситуациях неуспеха общение будет складываться значительно эмоциональнее, чем в командах, где игроки в большей мере ориентированы на поддержание дружеских отношений. Личностная ориентация может проявляться в меньшей активности и общении с партнерами, особенно с низкостатусными, и в более частых попытках оправдываться или обвинять других при
|
|||||||||
|
|||||||||