Психология общения в спорте

Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!

Следует подчеркнуть, что разделение отношений на деловые и эмоциональные носит условный характер. На самом деле — и в спорте это проявляется особенно отчетливо — дружеские или неприязненные отношения формируются именно в ходе совместной деятельности в зависимости от того, насколько успешно или неуспешно решается общегрупповая задача. Кроме того, в силу вы­сокой значимости в спорте высоких достижений совмест­ной деятельности и деловые отношения спортсменов все­гда связаны с интенсивными эмоциональными проявле­ниями и активным, формированием личностного отноше­ния к партнерам.

Учитывая важную роль внутриколлективных отноше­ний (деловых и эмоциональных) в совместной деятельно­сти и жизни команды вообще, тренер должен быстро и правильно ориентироваться в групповых процессах, осо­бенно отчетливо проявляющихся в наблюдаемом комму­никативном поведении. В какой мере различные виды отношений определяют те или иные формы общения партнеров? Как наблюдаемое коммуникативное поведе­ние партнеров связано с их статусом в команде, их сим­патиями и антипатиями? Выяснение зависимости между отношениями спортсменов и их общением важно не толь­ко для того, чтобы по характеру их отношений предска-

* Подробнее о статусно-ролевых отношениях и психологии меж­личностного выбора см. в работах И. П. Волкова, Е. С. Кузьмина, И. С. Кона, Я. Л. Коломинского, В. Б. Ольшанского, Б. Д. Парыгина, А В. Петровского, Л. И. Уманского и их сотрудников.

зать, как они будут общаться. Располагая такими дан­ными, тренер может решить и обратную задачу: по наблюдаемому поведению партнеров сделать вывод об их взаимоотношениях.

Результаты экспериментальных исследований в про­мышленности, а также спортивная практика позволяют утверждать, что наиболее активны в общении, как пра­вило, капитаны команд (формальные лидеры) и ведущие, самые авторитетные игроки (неформальные лидеры).

Представление о величине игрового вклада и актив­ности в процессах внутригруппового общения капитанов команд, которые могут выполнять различные игровые функции, дают данные наблюдений за шестью женскими волейбольными командами мастеров класса А, выступав­шими в первенстве СССР   (табл. 13).

Таблица    13

Как видно из табл. 13, наибольший игровой вклад — у капитанов команд 5, 4 и 2. Однако этот показатель в большой степени зависит от игрового амплуа. Так, в командах 4 и 5 капитаны выполняют роль основных на­падающих, и у них количество успешных действий в на­падении и на блоке больше, чем у капитанов других команд, которые являются связующими игроками. Тем не менее в команде 2 вклад капитана'— связующего игро-

Оглавление