Психология общения в спорте Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!и в конкретной команде в частности нормах поведения, деятельности, общежития. При этом важно знать, какие «неписаные законы» существуют в команде, как именно эти нормы регламентируют отношение к тренировкам, самостоятельной работе, активность спортсменов, их взаимоотношения между собой и отношения с тренером. Это поможет ему быстро найти общий язык с командой, а также психологически грамотно управлять процессом адаптации новых и молодых членов команды. Понятно, что сформировать желаемые нормы, традиции в коллективе, нравственные качества у отдельных спортсменов невозможно без знания того, какие нормы в команде лишь знают, но не реализуют на практике, а какие действительно усвоены и составляют нравственную основу убеждений и мировоззрения спортсменов. Постепенно вводя в команду желаемые нормы деятельности, отношений и поведения, тренер может наиболее эффективно управлять межличностным общением спортсменов и решать одновременно как воспитательные, так и профессионально-результативные задачи. Индивидуально-психологические и личностные особенности партнеров и т общение До сих пор при рассмотрении факторов, обусловливающих особенности процесса межличностного общения взаимодействующих партнеров, мы стремились главным образом выявить роль динамических собственно-деятелъностных характеристик, ситуации взаимодействия и некоторых внутригрупповых параметров. Однако такой подход, вытекающий из концепции деятельностного опосредования (А. В..Петровский), не исключает, а, напротив, предполагает специальный учет и выявление того, в какой мере коммуникативная активность партнеров связана с их индивидуально-психологическими и личностными особенностями. И действительно, общение партнеров, находящихся, казалось бы, в одной ситуации и имеющих примерно одинаковый статус в команде, тем не менее может существенно отличаться. Объяснить эти различия в ряде случаев невозможно без знания индивидуально-психологических и личностных особенностей спортсменов. Знание зависимости между личностными особенностями и типом коммуникативного поведения позволит тренеру в известной мере прогнозировать характер межличностных влияний участников взаимодействия и, следовательно, успешно комплектовать команды, экипажи, способные в более краткий срок достичь высокой степени сыгранности (сработанности, скатанности). К сожалению, до недавнего времени в психологии межличностного общения роль индивидуально-психологических и личностных характеристик и их конкретное влияние на коммуникативное поведение экспериментально почти не исследовались В исследованиях же личностных особенностей спортсменов речь шла лишь об описании или построении «личностных профилей» пред
|
|||||||||
|
|||||||||