Психология общения в спорте

Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!

и в конкретной команде в частности нормах поведения, деятельности, общежития. При этом важно знать, какие «неписаные законы» существуют в команде, как именно эти нормы регламентируют отношение к тренировкам, са­мостоятельной работе, активность спортсменов, их вза­имоотношения между собой и отношения с тренером. Это поможет ему быстро найти общий язык с командой, а также психологически грамотно управлять процессом адаптации новых и молодых членов команды.

Понятно, что сформировать желаемые нормы, тради­ции в коллективе, нравственные качества у отдельных спортсменов невозможно без знания того, какие нормы в команде лишь знают, но не реализуют на практике, а ка­кие действительно усвоены и составляют нравственную основу убеждений и мировоззрения спортсменов.

Постепенно вводя в команду желаемые нормы дея­тельности, отношений и поведения, тренер может наибо­лее эффективно управлять межличностным общением спортсменов и решать одновременно как воспитательные, так и профессионально-результативные задачи.

Индивидуально-психологические и личностные особенности партнеров и т общение

До сих пор при рассмотрении факторов, обусловли­вающих особенности процесса межличностного общения взаимодействующих партнеров, мы стремились главным образом выявить роль динамических собственно-деятелъностных характеристик, ситуации взаимодействия и неко­торых внутригрупповых параметров.

Однако такой подход, вытекающий из концепции деятельностного опосредования (А. В..Петровский), не иск­лючает, а, напротив, предполагает специальный учет и выявление того, в какой мере коммуникативная актив­ность партнеров связана с их индивидуально-психологи­ческими и личностными особенностями.

И действительно, общение партнеров, находящихся, казалось бы, в одной ситуации и имеющих примерно оди­наковый статус в команде, тем не менее может сущест­венно отличаться. Объяснить эти различия в ряде случа­ев невозможно без знания индивидуально-психологичес­ких и личностных особенностей спортсменов. Знание за­висимости между личностными особенностями и типом коммуникативного поведения позволит тренеру в извест­ной мере прогнозировать характер межличностных влияний участников взаимодействия и, следовательно, ус­пешно комплектовать команды, экипажи, способные в более краткий срок достичь высокой степени сыгранно­сти (сработанности, скатанности).

К сожалению, до недавнего времени в психологии межличностного общения роль индивидуально-психологи­ческих и личностных характеристик и их конкретное влияние на коммуникативное поведение эксперименталь­но почти не исследовались В исследованиях же личност­ных особенностей спортсменов речь шла лишь об описании или построении «личностных профилей» пред­

Оглавление