Психология общения в спорте

Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!

Поэтому именно в таких ситуациях тренер может с достаточным основанием определить, насколько устой­чивы в команде внутриколлективные связи и могут ли спортсмены, несмотря на нарушение взаимодействия, продолжать четко и эффективно общаться, обеспечивая необходимый уровень организации совместных действий. При работе с командой целесообразно предусматривать специальные упражнения для активизации продуктивно­го общения именно в такого рода неблагоприятных си-' туациях, а перед особенно значимыми играми с сильными противниками ориентировать ведущих спортсменов на необходимость сохранения общения между взаимодейст­вующими партнерами.

Уровень подготовленности спортсменов и общение

В какой мере уровень подготовленности спортсменов, ах мастерство влияют на особенности их коммуникатив­ного поведения? На этот вопрос можно ответить двояко.


Во-первых, исследуя, насколько в ходе занятий спор­том происходит овладение коммуникативными умениями и навыками, мы сталкиваемся с проблемами вторичной социализации. Очевидно, что постоянный опыт взаимо­действия с партнерами в ситуациях вынужденного и сво­бодного общения способствует   формированию   навыков эффективного межличностного восприятия   и   познания других людей, умения устанавливать с ними контакт и поддерживать необходимые для успешной деятельности отношения. Многочисленные наблюдения за спортсмена­ми в различных ситуациях, а также результаты послед­них исследований (И. П. Волков, Ю. Т. Тимофеев, 1977) показывают, что приобретаемый в спорте стиль общения часто переносится и на производственную сферу, спорт­смены более контактны, занимают более благоприятное положение в коллективе, реже встречаются со сложно­стями   межличностной   адаптации в новом  коллективе

и т. п.

Во-вторых, от уровня подготовленности спортсменов непосредственно зависит степень успешности решения за­дач, требующих эффективного выполнения индивидуаль­ных, групповых и командных действий. Ведь даже в рам­ках одного вида спорта деятельность может отличать по способу организации, по количеству участников взаимодействия и, конечно, по уровню требований, предъявляемых к согласованности совместных действий.

Примечательно, что у начинающих, слабо подготов ленных и не имеющих игрового опыта спортсменов общение носит констатирующий, оценочный характер. Не вички, как правило, реагируют на результат действие завершение игровых эпизодов. Почти отсутствует план! рование последующих действий, общение выполняе главным образом функцию «пассивного» отражения как бы следует за развитием игровой ситуации.

Оглавление