Психология общения в спорте Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!
Еще более показательны в этом плане особенности применяемых средств общения по категориям обращений: с повышением мастерства участников явно уменьшается доля «ориентирующих» обращений как при передачах, так и при бросках (табл. 11). Это связано с повышением информативной емкости различных элементов ситуации взаимодействия, способностью спортсменов по мере повышения мастерства выделять существенные признаки ситуации,"развитием тактического мышления. Обратная картина наблюдается в оценочно-экспрессивной информации — по мере повышения уровня спортивной квалификации игроков возрастает доля эмоциональных реакций и оценочных суждений в структуре коммуникации (табл. 12). Увеличение доли оценок и эмоциональных реакций у игроков I разряда и мастеров спорта можно объяснить повышением значимости их выступлений. Это особенно проявляется при выполнении элементарных действий (бросков), чаще всего неудачных. Не только снижается интенсивность (объем) общения, но и значительно изменяется содержание обращений. Таким образом при повышении степени подготовленности спортсменов, а следовательно, и сложности выполняемой ими групповой деятельности происходят качественные изменения в содержании общения и его интенсивности. И хотя элементарные индивидуальные действия выполняются мастерами спорта чаще без какого-либо общения, для организации их совместной деятельности тем не менее требуется довольно интенсивное общение.
В связи с этим уместно вспомнить результаты исследований особенностей коллективного решения баскетболистами различных тактических задач (Р. Л. Кричевский, 1968). Было, в частности, установлено, что и у мастеров спорта довольно часто решения стандартных задач не совпадают. Из-за этого согласованные совместные действия в условиях взаимодействия на площадке становятся возможными лишь в результате оптимального общения партнеров. На основании всего этого можно сделать важный практический вывод о том, что необходимо разработать специальные сигналы и способы организации взаимодействия при разучивании новых сложных тактических комбинаций. Сыгранность (сработанность) команды и общение Мечтой любого тренера, работающего с игровым кол
|
||||||||||
|
||||||||||