Психология общения в спорте

Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!

Еще более показательны в этом плане особенности применяемых средств общения по категориям обраще­ний: с повышением мастерства участников явно умень­шается доля «ориентирующих» обращений как при пере­дачах, так и при бросках (табл. 11).

Это связано с повышением информативной емкости различных элементов ситуации взаимодействия, способ­ностью спортсменов по мере повышения мастерства вы­делять существенные признаки ситуации,"развитием так­тического мышления. Обратная картина наблюдается в оценочно-экспрессивной информации — по мере повыше­ния уровня спортивной квалификации игроков возрастает доля эмоциональных реакций и оценочных суждений в структуре коммуникации   (табл.  12).

Увеличение доли оценок и эмоциональных реакций у игроков I разряда и мастеров спорта можно объяснить повышением значимости их выступлений. Это особенно проявляется при выполнении элементарных действий (бросков), чаще всего неудачных. Не только снижается интенсивность (объем) общения, но и значительно изме­няется содержание обращений.

Таким образом при повышении степени подготовлен­ности спортсменов, а следовательно, и сложности выпол­няемой ими групповой деятельности происходят качест­венные изменения в содержании общения и его интенсив­ности. И хотя элементарные индивидуальные действия выполняются мастерами спорта чаще без какого-либо общения, для организации их совместной деятельности тем не менее требуется довольно интенсивное   общение.

В связи с этим уместно вспомнить результаты исследова­ний особенностей коллективного решения баскетболиста­ми различных тактических задач (Р. Л. Кричевский, 1968). Было, в частности, установлено, что и у мастеров спорта довольно часто решения стандартных задач не совпадают. Из-за этого согласованные совместные дей­ствия в условиях взаимодействия на площадке становят­ся возможными лишь в результате оптимального обще­ния партнеров.

На основании всего этого можно сделать важный практический вывод о том, что необходимо разработать специальные сигналы и способы организации взаимодей­ствия при разучивании новых сложных тактических ком­бинаций.

Сыгранность (сработанность) команды и общение

Мечтой любого тренера, работающего с игровым кол­

Оглавление