Психология общения в спорте Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!
Специальный анализ поводов возникновения межличностных конфликтов футболистов в процессе игрового взаимодействия позволил выделить две группы причин: 1. Невыполнение требуемого или оптимального, желаемого в данной ситуации действия — 59 случаев. Это: а) перемещения, б) передачи, в) отбор, г) отношение к делу. 2. Ошибочное или некачественное выполнение требуемого или желаемого действия — 66 случаев. Это: а) передачи, б) удары, в) прием мяча, г) медленное или позднее начало атаки, д) ошибки в действиях вратаря. При этом в содержании обращений и эмоциональных реакций игроков в конфликтных ситуациях наибольший вес имели оценочные суждения о поведении, действиях и их результатах (60,8%), затем предложения об опти-_ мальных вариантах действия в данных условиях (16,4%), конструирование модели требуемого действия в следующем игровом эпизоде (13,6%) и, наконец, исключение других вариантов действия как неприемлемых или нецелесообразных (9,2% случаев). Такое соотношение, по-видимому, характерно для эмоционально напряженных и конфликтных ситуаций в спортивных играх. Здесь. с очевидностью проявляется еще одна функция межличностного общения как формы социального контроля. Все обращения участников совместной деятельности, особенно те, которые по содержанию могут быть отнесены к оценочно-экспрессивной категории (отрицательной и положительной), являются, по существу, различными формами негативных и позитивных санк
Процедура опроса, который проводился индивидуально и группами по 10—15 человек, позволяла выявить с помощью двух закрытых вопросов должное (А) и реальное (Б) поведение испытуемых по отношению к их партнеру в определенной конфликтной ситуации, достаточно распространенной в игровой деятельности. Каждый опрашиваемый выбирал один ответ, наиболее точно соответствующий его мнению, из следующих двух наборов суждений о должном и реальном способах реагирования в определенных ситуациях: А. Если игрок допустил 2—3 ошибки или у него «не идет игра», го:
|
||||||||||
|
||||||||||