Психология общения в спорте

Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!

сыгранности и взаи­мопонимания (ситуация 4) характерны «зритель­ный» контакт и преобладающая ориентация на собствен­но действия партнеров, информативная значимость и ем-

кость которых существенно повышается. По повороту головы, положению рук, началу перемещений спортсме­ны судят о предполагаемых намерениях партнеров, хотя в этих элементах поведения и собственно-моторных (предметных) действиях идея намеренной передачи «спе­циального» сообщения может быть и не заложена.

Переход от 1-й к 4-й стадии происходит постепенно, по мере совершенствования навыка коллективных дейст­вий, повышения информативной емкости отдельных эле­ментов ситуации взаимодействия, контекста, в котором проходит совместная деятельность. Нарастание числа значимых информативных признаков, на которые ориен­тируются спортсмены при взаимодействии, сопровожда­ется снижением объема их речевой продукции.

Характеристика средств общения на каждой из этих условных стадий сыгранности (уровня освоения коллек­тивных действий) дает представление о том, что необхо­димость в согласовании и координации совместных дей­ствий, которые вызывают появление особых средств меж­индивидуальной связи, переходит в потребность и эти средства трансформируются по мере овладения деятель­ностью. По-видимому, такая структурно-динамическая характеристика средств общения еще одно проявление связи между особенностями средств коммуникации и осо­бенностями деятельности, ее требований, условий и логики.

Итак, с одной стороны, по мере усложнения операцио­нального состава деятельности и, следовательно, требо­ваний к уровню ее организации возникает большая н е-обходимость (а не потребность!) в межличностных контактах и возрастает объем речевой (и неречевой) продукции. G другой стороны, по мере повышения срабо­танности группы количество обращений постепенно уменьшается.

Это легко объяснить, если динамику общения рас­сматривать с точки зрения уровня организации взаимо­действия. Более сложная организация требует более сложных средств общения, специализированного содер­жания и повышенного объема общения, хотя при более высокой организованности и согласованности совместных действий спортсменов особой необходимости в общении нет. И действительно, в успешно выступающих командах обычно можно, наблюдать лишь положительные эмоцио­нальные реакции, взаимные одобрения и только незна-

69

чительные   уточнения,   касающиеся   способов   ведения

игры*.

Оглавление