Психология общения в спорте Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!
Несмотря на то что общая тенденция отхода личных взаимоотношений во время игры на задний план (Кляйн и Кристиансен, 1966) подтверждается и здесь, однако если в играх с трудными противниками симпатии спортсменов, как правило, не влияют на количество и качество передач партнерам, то неодобрения все же чаще направлены на игроков, которые неприятны в личном плане. И все же отрицательные реакции и неодобрения связаны не только с симпатиями и антипатиями. Они как форма общения в большей мере отражают успешность взаимодействия и, следовательно, в условиях значимой спортивно-игровой деятельности общение выступает как форма и способ проявления отношений к успешным или неуспешным действиям партнеров и к их деловым и личностным качествам. Все эмоциональные проявления спортсменов, как правило, ситуативны и связаны с действиями (ошибочными или успешными) партнеров, конкретным вкладом в решение групповой задачи. Поэтому формы межличностного общения (неадекватные реакции или прекращение общения), по существу, больше соответствуют содержанию отношения к деятельности и партнерам как деятелям. Такой вид отношения является ведущим,, доминирующим, наиболее значимым в структуре отношений общающихся спортсменов (и тренеров). Этим и объясняются случаи, когда самоотверженно сыгравшего вратаря или игрока, забившего гол, отыгравшего очко, забросившего решающий мяч, все благодарят, обнимают, целуют. В данном случае проявляется удовлетворенность результатом действий спортсменов, положительная оценка его вклада в решение значимой групповой задачи, которая может не совпадать, как это нередко и бывает, с действительным отношением к нему как к личности. В конфликтных ситуациях, особенно в значимых играх, игрок, допускающий 2—3 ошибки подряд, может стать объектом резких замечаний и неодобрений, часто независимо от личного отношения к нему партнеров. Чрезвычайно важно для практики то, что подобные проявления и взаимовлияния, ситуативно обусловленные и вначале возникающие стихийно, могут в дальнейшем закрепиться и сформировать у партнеров устойчиво неблагоприятные ситуативные установки и отношения к действиям и поведению конкретного игрока. В ходе деятельности происходит оценка спортсмена как деятеля (по величине его реального игрового вклада), его отношения к деятельности, формирование отношения к нему как к личности. По действиям игрока партнеры судят о его отношении, старании, стремлении сделать все, что он может, для своей команды. По мере формирования отношения к действиям спортсмена оно может перейти в отношение к нему как к личности, закрепить представление о нем или существенно изменить его, поскольку отношение к результатам деятельности доминирует. Так, известный советский хоккеист Б. Майоров вспоминает: «...встречаясь на площадке как противники, мы с братом не щадили друг друга. Бывало, борьба наша становилась настолько злой, что мы выходили за рамки правил. В эти минуты мы могли сказать один другому обидные слова. Но после матча... — Извини, старик, я был не прав.
|
|||||||||
|
|||||||||