Психология общения в спорте Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!
— Да брось ты, игра есть игра... И на этом все заканчивалось» . Это, так сказать, наиболее показательный пример, когда общение полностью не соответствует характеру достаточно близких (братских) родственных отношений партнеров. Тем более не будет обнаружено однозначных влияний симпатий и антипатий на характер общения у совершенно посторонних людей, которые по тем или иным причинам участвуют в совместной деятельности. Так, в ряде игровых команд были случаи, когда, например, игроки в течение двух месяцев не разговаривали друг с другом на площадке (связующий «наводил» нападающего на блок, давая меньше передач, или угрожал: «Ну погоди, я тебе попасую!»). На тренировках мячи нередко подают чаще на неприятного в личном плане игрока, в него чаще направляют нападающие удары (чтобы он ошибался). Целый ряд спортсменов, вспоминая свое первое появление_ в команде, отмечают: «Как появился на площадке, так в меня и бьют. Каждый старается ударить только в меня и изо всей силы!» Это, конечно, субъективные оценки игроков, их восприятие конкретных действий партнеров по взаимодействию. При специальной проверке и записи тренировок и игр оказалось, что распределение передач между партнерами равномерное и речь идет лишь о субъективной . «переоценке» из-за связи негативных межличностных установок. Чем объясняется такое смещение в оценках? С одной стороны, речь может идти о личностных особенностях игрока, чувствительного к средовым воздействиям и влияниям, высокотревожного и потому склонного видеть в поведении и действиях других угрозу своему престижу, самоуважению и самооценке. С другой стороны, наибольшие несовпадения обычно обнаруживаются между симпатиями и общением, особенно в конфликтных ситуациях. Следовательно, положительные межличностные установки в меньшей степени, чем антипатии, определяют характер и интенсивность межличностного общения участников совместной деятельности. Все это позволяет предположить, что хотя уже сейчас можно с известной определенностью говорить о характере влияния межличностных отношений (особенно неформальных) на деловое общение, проблема взаимосвязи отношений и реального поведения (общения) требует дальнейших специальных исследований. Такого рода исследования могли бы, с одной стороны, ответить на вопросы о том, в чем проявляется воздействие симпатий и антипатий и деловых отношений на общение (его интенсивность, характер, направленность, избирательность). При этом особое значение могли бы иметь не традиционные формализованные опросы, а систематические длительные наблюдения за участниками совместной деятельности в различных ситуациях их фор
|
|||||||||
|
|||||||||