Психология общения в спорте Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!активности в игровой спортивной деятельности волейболисток (Ю. Л. Ханин, 1970) показали, что между этими двумя параметрами, вопреки ожиданиям, не было обнаружено статистически значимой зависимости. Не было обнаружено значимой зависимости и между экстраверсией и объемом общения (количеством инициируемых в ходе игры обращений). Эти факты позволяют сказать следующее. Прежде всего, в процессе взаимосвязанной деятельности целенаправленное общение не просто удовлетворяет потребность в межличностном общении, а выступает как средство управления поведением и действиями других. Поэтому в определенных ситуациях взаимодействия ярко выраженные интроверты проявляют высокую активность в общении, а общительные в обычном смысле люди, экстраверты, имеющие низкий статус в коллективе (молодые и новые игроки в команде, запасные) или вносящие незначительный игровой вклад, допускающие ошибки, могут быть полностью выключены из сферы активного общения. Иными словами, понятия общительности, коммуникативной активности в процессе взаимодействия часто не совпадают. Поэтому в групповой деятельности существенным и определяющим является уровень профессиональной подготовленности, авторитетность, тогда как способы и формы общения приобретаются и корригируются в процессе взаимодействия. Следовательно, в отличие от обычных межличностных контактов спортсменов, общение во время игровой или другой совместной деятельности представляет собой ситуации «вынужденного взаимодействия», в которых спортсмен независимо от степени своей общительности должен включаться в достаточно активные коммуникативные связи с партнерами. Серьезная практическая проблема возникает, когда необщительный спортсмен, не имеющий потребности и не умеющий общаться, должен тем не менее поддерживать контакт с партнерами и даже управлять их поведением. Другой достаточно сложной проблемой при наигрывании линий и связок в команде может быть несовпадение потребностей в общении у партнеров: один стремится к активному общению, обсуждению происходящего, эмоционально реагирует на окружающее, а другого это все раздражает и отвлекает от деятельности, кажется излишним и ненужным. В отдельных случаях подобные расхождения могут привести к серьезным недоразумениям и даже конфликтам между непосредственно взаимодействующими партнерами. Агрессивность. Агрессивность обычно понимают как склонность человека в определенных, чаще всего напряженных, ситуациях или при фрустрации выражать словесно или действием негативные эмоции по отношению к другому человеку. Встречается и агрессия, направленная на самого себя (самообвинения, самоунижение) или на ситуацию и внешние обстоятельства (неперсонализи-рованная агрессия). Агрессивность можно определить как с помощью наблюдения, так и по специальным методикам (например, тест С. Розенцвейга). Не обсуждая желательность или нежелательность агрессивности в спорте вообще и в определенных его видах в частности, рассмотрим возможные влияния этого свойства личности на коммуникативное поведение спортсмена. В коммуникативном поведении участников спортивно-игровой деятельности агрессивность чаще всего прояв
|
|||||||||
|
|||||||||