Психология общения в спорте

Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!

активности в игровой спортивной деятельности волейбо­листок (Ю. Л. Ханин, 1970) показали, что между этими двумя параметрами, вопреки ожиданиям, не было обна­ружено статистически значимой зависимости. Не было обнаружено значимой зависимости и между экстравер­сией и объемом общения (количеством инициируемых в ходе игры обращений).

Эти факты позволяют сказать следующее. Прежде всего, в процессе взаимосвязанной деятельности целена­правленное общение не просто удовлетворяет потреб­ность в межличностном общении, а выступает как сред­ство управления поведением и действиями других. Поэ­тому в определенных ситуациях взаимодействия ярко выраженные интроверты проявляют высокую активность в общении, а общительные в обычном смысле люди, эк­страверты, имеющие низкий статус в коллективе (моло­дые и новые игроки в команде, запасные) или вносящие незначительный игровой вклад, допускающие ошибки, могут быть полностью выключены из сферы активно­го общения. Иными словами, понятия общительности, коммуникативной активности в процессе взаимодействия часто не совпадают. Поэтому в групповой деятельности существенным и определяющим является уровень про­фессиональной подготовленности, авторитетность, тогда как способы и формы общения приобретаются и корриги­руются в процессе взаимодействия.

Следовательно, в отличие от обычных межличностных контактов спортсменов, общение во время игровой или другой совместной деятельности представляет собой си­туации «вынужденного взаимодействия», в которых спортсмен независимо от степени своей общи­тельности должен включаться в достаточно активные коммуникативные связи с партнерами. Серьезная прак­тическая проблема возникает, когда необщительный спортсмен, не имеющий потребности и не умеющий об­щаться, должен тем не менее поддерживать контакт с партнерами и даже управлять их поведением.

Другой достаточно сложной проблемой при наигры­вании линий и связок в команде может быть несовпаде­ние потребностей в общении у партнеров: один стремит­ся к активному общению, обсуждению происходящего, эмоционально реагирует на окружающее, а другого это все раздражает и отвлекает от деятельности, кажется из­лишним и ненужным. В отдельных случаях подобные расхождения могут привести к серьезным недоразумени­ям и даже конфликтам между непосредственно взаимо­действующими партнерами.

Агрессивность. Агрессивность обычно понимают как склонность человека в определенных, чаще всего напря­женных, ситуациях или при фрустрации выражать сло­весно или действием негативные эмоции по отношению к другому человеку. Встречается и агрессия, направлен­ная на самого себя (самообвинения, самоунижение) или на ситуацию и внешние обстоятельства (неперсонализи-рованная агрессия). Агрессивность можно определить как с помощью наблюдения, так и по специальным мето­дикам  (например, тест С. Розенцвейга).    Не обсуждая желательность или нежелательность агрессивности в спорте вообще и в определенных его видах в частности, рассмотрим возможные влияния этого свойства лично­сти на коммуникативное поведение спортсмена.

В коммуникативном поведении участников спортив­но-игровой деятельности агрессивность чаще всего прояв­

Оглавление