Психология общения в спорте Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!соответствует этой особенности или потребности. Следовательно, этот вопрос непосредственно касается процесса освоения и принятия норм членами групп с различными личностными особенностями. Уже сейчас, однако, можно сделать вывод о том, что в принятых человеком нормах проявляются особенности личности (в частности, те, которые характеризуют желаемые для этого человека способы межличностных и средовых воздействий). Известный интерес представляет несовпадение ранжированных по значимости образцов поведения у мужчин и женщин. По-видимому, эти данные свидетельствуют о влиянии половых и личностных особенностей на избирательность и скорость освоения тех или иных норм группового поведения. Подводя итоги исследований влияния групповых норм на процессы общения в совместной деятельности, можно отметить следующее. 1. Групповые нормы, фиксируемые в форме представлений спортсменов 6* должном поведении, отношениях и способах деятельности, являются нормативной основой их межличностных влияний. 2. Влияние групповых норм (освоенных и принятых) на процесс межличностного общения проявляется: а) в порождении речевых высказываний и эмоциональных реакций и их дальнейшей развертке; б) в регламентации направленности и содержания обращений; в) в преобладании типичных способов реагирования и разрешения межличностных конфликтов в команде. 3. Доминирующую роль в нормативной детерминации межличностных влияний играют нормы, регламентирую- щие действия-операции и основные требования деятельности. 4. Освоенные нормы включены в систему нормативной детерминации поведения спортсменов, о чем свидетельствует совпадение нормативных суждений с реальным поведением в конфликтных и стрессогенных ситуациях значимой соревновательной деятельности. Какой же практический смысл имеет знание рассмотренных особенностей влияния групповых норм на общение и поведение спортсменов? Прежде всего, тренер, особенно начавший работу с новым коллективом, должен составить себе четкое представление о существующих в данном виде спорта вообще
|
|||||||||
|
|||||||||