Психология общения в спорте

Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!

соответствует этой особенности или потребности. Следо­вательно, этот вопрос непосредственно касается процесса освоения и принятия норм членами групп с различными личностными особенностями. Уже сейчас, однако, можно сделать вывод о том, что в принятых человеком нормах проявляются особенности личности (в частности, те, ко­торые характеризуют желаемые для этого человека спо­собы межличностных и средовых воздействий).

Известный интерес представляет несовпадение ранжи­рованных по значимости образцов поведения у мужчин и женщин. По-видимому, эти данные свидетельствуют о влиянии половых и личностных особенностей на избира­тельность и скорость освоения тех или иных норм груп­пового поведения.

Подводя итоги исследований влияния групповых норм на процессы общения в совместной деятельности, можно отметить следующее.

1.        Групповые нормы, фиксируемые в форме представ­лений спортсменов 6* должном поведении, отношениях и способах деятельности, являются нормативной основой их межличностных влияний.

2.        Влияние групповых норм (освоенных и принятых) на процесс межличностного общения проявляется: а) в порождении речевых высказываний и эмоциональных ре­акций и их дальнейшей развертке; б) в регламентации направленности и содержания обращений; в) в преобла­дании типичных способов реагирования и разрешения межличностных конфликтов в команде.

3.        Доминирующую роль в нормативной детерминации межличностных влияний играют нормы, регламентирую-

щие действия-операции и основные требования деятель­ности.

4. Освоенные нормы включены в систему нормативной детерминации поведения спортсменов, о чем свидетельст­вует совпадение нормативных суждений с реальным по­ведением в конфликтных и стрессогенных ситуациях зна­чимой соревновательной деятельности.

Какой же практический смысл имеет знание рассмот­ренных особенностей влияния групповых норм на обще­ние и поведение спортсменов?

Прежде всего, тренер, особенно начавший работу с новым коллективом, должен составить себе четкое пред­ставление о существующих в данном виде спорта вообще

Оглавление