Психология общения в спорте Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!В предложенных вариантах ответов не был предусмотрен один достаточно распространенный, но относящийся скорее к взаимодействию, а не к межличностному общению. Игроку, допустившему серию ошибок, как правило, перестают давать передачи, автоматически выключают из активных действий. Иными словами, словесное игнорирование наступает одновременно с исключением спортсмена из игровых связей и из взаимодействия с -партнерами или после него. С другой стороны — и об этом уже упоминалось раньше, — личная и общественная значимость спортивной деятельности проявляется в том, что, как правило, все партнеры оказываются эмоционально включенными во взаимодействие и сопереживание успеха или неуспеха товарищей по команде, так как практически каждый в той или иной мере вносит свой вклад в достижение промежуточного или конечного результата. Поэтому в эмоциональном реагировании наряду с нормативными детерминантами можно выделить индивидуально-психологические, личностные и статусно-ролевые, которые смыкаются с собственно факторами нормативной детерминации. Несколько иная картина наблюдается при сопоставлении должного и реального поведения у баскетболисток (табл. 17). Прежде всего, у женщин был обнаружен более высокий общий процент совпадения должного и реального поведения по сравнению с мужчинами (82 и 67,2% соответственно) . Это может свидетельствовать, с одной стороны, о большей склонности женщин следовать групповым нормам, более активному принятию образцов поведения, а также о более значимой роли норм в определении их поведения в групповой ситуации. С другой стороны, высокие общие показатели соответствия реального поведения баскетболисток (естественно, на основании их ответов, а не фиксации действительных реакций и действий) могут быть следствием выраженного установочного поведения в ситуации тестирования (в частности, стремление выглядеть в выгодном свете, больше соответствовать принятым в группе нормам, образцам). Наиболее популярными по всей выборке у женщин оказались конкретные указания партнеру, как действовать, затем поддержка, требование замены, отсутствие реакции и необходимость резких замечаний. Ранжированный ряд вариантов должного поведения по частоте р порядке убывания имеет вид 4>5=1>3>2. Ранжированный ряд действительного поведения имеет более выраженную дифференциацию вариантов и перестановку пунктов 3 и 1 :4>5>3>1>2. Половые различия в предпочтительности конкретных указаний, похвалы и даже отсутствия реакции и нежелания резких замечаний, по-видимому, можно рассматривать как проявление личностных особенностей женщин (чувствительность, ранимость, потребность в похвале, а также большая по сравнению с мужчинами ориентация на оценку других людей). Можно предположить, что личностные особенности спортсменов влияют на готовность принятия ими норм, регламентирующих поведение, которое в большей мере
|
|||||||||
|
|||||||||