Психология общения в спорте

Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!

В предложенных вариантах ответов не был преду­смотрен один достаточно распространенный, но относя­щийся скорее к взаимодействию, а не к межличностному общению. Игроку, допустившему серию ошибок, как пра­вило, перестают давать передачи, автоматически выклю­чают из активных действий. Иными словами, словесное игнорирование наступает одновременно с исключением спортсмена из игровых связей и из взаимодействия с -партнерами или после него. С другой стороны — и об этом уже упоминалось раньше, — личная и обществен­ная значимость спортивной деятельности проявляется в том, что, как правило, все партнеры оказываются эмоцио­нально включенными во взаимодействие и сопережива­ние успеха или неуспеха товарищей по команде, так как практически каждый в той или иной мере вносит свой вклад в достижение промежуточного или конечного ре­зультата. Поэтому в эмоциональном реагировании наря­ду с нормативными детерминантами   можно   выделить

индивидуально-психологические, личностные и статусно-ролевые, которые смыкаются с собственно факторами нормативной детерминации.

Несколько иная картина наблюдается при сопостав­лении должного и реального поведения у баскетболисток (табл. 17).

Прежде всего, у женщин был обнаружен более высо­кий общий процент совпадения должного и реального по­ведения по сравнению с мужчинами (82 и 67,2% соот­ветственно) . Это может свидетельствовать, с одной сторо­ны, о большей склонности женщин следовать групповым нормам, более активному принятию образцов поведения, а также о более значимой роли норм в определении их поведения в групповой ситуации.

С другой стороны, высокие общие показатели соот­ветствия реального поведения баскетболисток (естест­венно, на основании их ответов, а не фиксации действи­тельных реакций и действий) могут быть следствием вы­раженного установочного поведения в ситуации тести­рования (в частности, стремление выглядеть в выгодном свете, больше соответствовать принятым в группе нор­мам, образцам).

Наиболее популярными по всей выборке у женщин оказались конкретные указания партнеру, как действо­вать, затем поддержка, требование замены, отсутствие реакции и необходимость резких замечаний. Ранжиро­ванный ряд вариантов должного поведения по частоте р

порядке убывания имеет вид 4>5=1>3>2. Ранжиро­ванный ряд действительного поведения имеет более вы­раженную дифференциацию вариантов и перестановку пунктов 3 и 1 :4>5>3>1>2.

Половые различия в предпочтительности конкретных указаний, похвалы и даже отсутствия реакции и нежела­ния резких замечаний, по-видимому, можно рассматри­вать как проявление личностных особенностей женщин (чувствительность, ранимость, потребность в похвале, а также большая по сравнению с мужчинами ориентация на оценку других людей).

Можно предположить, что личностные особенности спортсменов влияют на готовность принятия ими норм, регламентирующих поведение, которое в большей мере

Оглавление