Психология общения в спорте

Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!

Несомненно, при постановке и изучении психологиче­ских проблем межличностного общения в спорте в пер­вую очередь необходимо достаточно полно охарактеризо­вать основные параметры общения: его содержание, средства, направленность, интенсивность. Однако управ­ление общением в команде, что и является, по существу, конечной практической целью любых исследований об­щения в спорте или другой групповой деятельности, не­возможно без четкого представления о факторах, кото­рые обусловливают межличностные контакты.

В этой главе мы рассмотрим некоторые из этих фак­торов: успешность или не успешность деятельности, силу противников и значимость встречи, уровень подготовленности

спортсменов, их статусно-ролевые и межличност­ные отношения и, наконец, некоторые индивидуально-психологические особенности.

Выявление роли каждого из этих факторов в возник­новении и изменении коммуникативного поведения вза­имодействующих спортсменов — это, по существу, ответ на вопрос о том, каким образом можно направленно уп­равлять общением с целью обратного влияния на эффек­тивность совместной деятельности и внутриколлективные отношения.

Успешность деятельности и общение

Успешность индивидуальных и групповых действий спортсменов, носящая, как правило, вероятностный ха­рактер, в любом случае является одним из наиболее сильных эмоциогенных факторов, вызывающих те или иные реакции, а следовательно, и различные формы об­щения. В специальном исследовании характер общения, и эмоциональные проявления волейболисток сопоставля­лись в ситуациях успеха и неуспеха (табл. 8).

Из табл. 8 видно, что между успешностью взаимодей­ствия команд, эффективностью игры противника и харак­тером внутригруппового общения существует четко вы­раженная зависимость.

При успешной игре команды, а также в случаях, ко­гда противник допускает ошибки, спортсмены активно двигаются и общаются исключительно продуктивно, вы­ражая партнерам свое одобрение и поддержку, готовят­ся к последующим действиям, планируют их; непродук­тивное общение практически отсутствует  (2,3%).

Оглавление