Психология общения в спорте Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!
Несомненно, при постановке и изучении психологических проблем межличностного общения в спорте в первую очередь необходимо достаточно полно охарактеризовать основные параметры общения: его содержание, средства, направленность, интенсивность. Однако управление общением в команде, что и является, по существу, конечной практической целью любых исследований общения в спорте или другой групповой деятельности, невозможно без четкого представления о факторах, которые обусловливают межличностные контакты. В этой главе мы рассмотрим некоторые из этих факторов: успешность или не успешность деятельности, силу противников и значимость встречи, уровень подготовленности
спортсменов, их статусно-ролевые и межличностные отношения и, наконец, некоторые индивидуально-психологические особенности. Выявление роли каждого из этих факторов в возникновении и изменении коммуникативного поведения взаимодействующих спортсменов — это, по существу, ответ на вопрос о том, каким образом можно направленно управлять общением с целью обратного влияния на эффективность совместной деятельности и внутриколлективные отношения. Успешность деятельности и общение Успешность индивидуальных и групповых действий спортсменов, носящая, как правило, вероятностный характер, в любом случае является одним из наиболее сильных эмоциогенных факторов, вызывающих те или иные реакции, а следовательно, и различные формы общения. В специальном исследовании характер общения, и эмоциональные проявления волейболисток сопоставлялись в ситуациях успеха и неуспеха (табл. 8). Из табл. 8 видно, что между успешностью взаимодействия команд, эффективностью игры противника и характером внутригруппового общения существует четко выраженная зависимость. При успешной игре команды, а также в случаях, когда противник допускает ошибки, спортсмены активно двигаются и общаются исключительно продуктивно, выражая партнерам свое одобрение и поддержку, готовятся к последующим действиям, планируют их; непродуктивное общение практически отсутствует (2,3%).
|
||||||||||
|
||||||||||