Психология общения в спорте Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!Совсем иная картина при появлении ошибок или успешной игре противника: спортсмены останавливаются, перестают общаться, переживают неуспех партнеров, затем появляются неодобрения, «эмоциональный шум и помехи», процент которых по сравнению с процентом при успешной игре возрастает почти в 13 раз. Характерно, что если при успешной игре адекватное реагирование (продуктивное общение и передвижения спортсменов) наблюдалось в 77,5% из 2873 зарегистрированных случаев, то при неудачно складывающейся игре оно составляло лишь 45,2% (из.2802 случаев), при этом число случаев, когда волейболисты полностью прекращали общение и движение, достигало 41%. * Из наблюдений за женскими волейбольными командами мастеровкласса А, выступавшими в финальном туре чемпионата СССР (19 игр t73 партии). Большую помощь в сборе материала наблюдений оказалиавтору С. Степанович и А. Вахрамеев. Следовательно, объем общения, как и его содержание, обычно соответствует процессу взаимодействия и отражает его успешность или неуспешность . В большинстве случаев успешность взаимодействия и количество одобрений, а также количество допущенных спортсменами ошибок и количество неодобрений находятся почти в линейной зависимости. Так, с увеличением * В ряде случаев, например в олимпийской команде Японии поволейболу (у мужчин и женщин), эта закономерность не обнаруживается из-за действия других факторов (групповых, мотивационных иличностных норм). 55
или уменьшением количества успешных действий в команде от партии к партии увеличивается или уменьшается "~T,„„enTRn инициируемых одобрений (рис. 8). «Сила» противника и значимость предстоящей игры Результат деятельности (успешность взаимодействия), особенно в играх и единоборствах, в большой степени зависит от силы противника. Можно предположить, что в играх с более трудным (сильным) противником команда взаимодействует в усложненных условиях при большем числе помех, и потому требуются дополнительные усилия для организации совместных действий,
|
||||||||||
|
||||||||||