Психология общения в спорте

Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!

Необходимость этого связана с тем, что не всегда можно объяснить и предсказать особенности поведения . и общения спортсменов, исходя, например, только из их личностных особенностей. Изучение нормативной детер­минации активности личности предполагает учет внешних требований, правил и норм социальной микросреды, в ко­торой действует спортсмен.

Под нормами в широком смысле понимают прави­ла, которым подчиняются определенные процессы или их результаты. В качестве средства регулирования деятель-: ности общества в целом, его институтов, социальных '• групп и отдельных лиц норма есть правило, закон дея­тельности и поведения. В более узком смысле под нор­мами понимают принципы и правила, определяющие взаимоотношения личности и общества и зафиксирован­ные в законах, обычаях, общественных требованиях и т. д.

Известна попытка Г. Райта выделить: 1) правила (игры, логики, грамматики); 2) предписания (нор­мы права, государственные законы, распоряжения и т. д.); 3) технические нормы (средства, необходи­мые для достижения тех или иных целей) *.

В социальной психологии понятие нормы включает представление о должном и подобающем (одобряемом) поведении в определенных стандартных ситуациях взаимодействия (Дж. Хоманс, М. Шериф, А. Р. Хэар, Р. Браун, Т. Шибутани, Е. М. Пеньков, М. И. Бобнева и др.).

Так, выделяют социальные нормы, объектом регулирования.которых является общественное или со­циальное поведение, т.е. поведение, в котором непосред­ственно проявляются общественные отношения. При этом в качестве основания для выделения социальных норм предлагается разграничение действий человека на дей­ствия-операции, личные поступки, в которых обществен­ные отношения прямо не проявляются, и общественное или социальное поведение. Последнее и является объек­том регулирования социальных норм (Е. М. Пеньков, 1972).

В нормах, как элементах общественного и индивиду­ального сознания, зафиксированы конкретные требова­ния общества или микросреды к личности, определены объем, характер и границы желательного, возможного и допустимого поведения. В нормах также содержатся мо­тивы, оценочные критерии и средства социального конт­роля .за поведением личности со стороны общества, класса или группы. Различные виды формального и нефор­мального социального контроля, осуществляе­мого с помощью соответствующих предписаний, требова­ний, правил, распоряжений, норм, в большинстве случа­ев выступают как самоконтроль (А. Р. Хэар, 1962).

Именно благодаря самоконтролю в начальной фазе любого социального действия человек изменяет или кор­ректирует свое поведение, учитывая возможную реакцию ожидания других. В этом, по существу, и выражается ре­гулятивная функция норм.

Оглавление