Психология общения в спорте Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!3) название комбинации; 4) конкретизация основных моментов взаимодействия (характера перемещений своих и партнера, высоты и направления передач); 5) вопросы, напоминания и уточнения по намеченному плану; 6) подтверждение своего согласия, понимания замысла партнера, его предложений. На этой стадии игроки еще не знают намерений партнеров, их готовности взаимодействовать определенным образом, последовательности выполнения действий и некоторых деталей в их согласовании. В результате общения происходит «развернутая» организация взаимодействия— каждый уточняет, что, как, когда и в какой последовательности делать (когда и кто начинает, в какие зоны перемещаются и т. д.). Ситуация 2 дает представление уже о втором этапе (уровне) организации совместных действий. Здесь также преобладает речевое общение, однако появляются звуковые сигналы (для привлечения внимания) и жесты (для выражения своего согласия, подтверждения понятого и т. д.). Речевое общение на этой стадии свертывается за счет исключения вопросов о предполагаемых действиях, повторений и детализаций (развернутых объяснений) и введения неречевых средств сигнализации. Планирование взаимодействия осуществляется быстрее, и партнеры действуют значительно согласованнее. Это стадия, которую можно условно назвать «преде ы-гранность ю»,— предпосылка сработанности и сыгранности партнеров. В данном случае партнеры овладели операциями в связи с контекстом целостного процесса взаимодействия и сама ситуация становится достаточно информативной. На стадии «сыгранности» (ситуация 3) уже активно используются жестикуляторно-мимические средства общения. Вместо названия комбинации партнеры просто называют зону и (или) высоту требуемой передачи. Речевые сигналы все чаще выполняют побудительную, стимулирующую функцию. Преобладание неречевых средств общения логически оправдано, поскольку нет не-■ обходимости в развернутом речевом общении и резко возрастает роль контекста самой деятельности. Для стадии высокой
|
|||||||||
|
|||||||||