Психология общения в спорте

Глава 3 ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ОБЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!

3)           название комбинации;

4)           конкретизация основных моментов взаимодействия

(характера перемещений своих и партнера, высоты и на­правления передач);

5)           вопросы, напоминания и уточнения по намеченно­му плану;

6)           подтверждение своего согласия, понимания замыс­ла партнера, его предложений.

На этой стадии игроки еще не знают намерений партнеров, их готовности взаимодействовать определен­ным образом, последовательности выполнения действий и некоторых деталей в их согласовании. В результате общения происходит «развернутая» организация взаимо­действия— каждый уточняет, что, как, когда и в какой последовательности делать (когда и кто начинает, в ка­кие зоны перемещаются и т. д.).

Ситуация 2 дает представление уже о втором этапе (уровне) организации совместных действий. Здесь так­же преобладает речевое общение, однако появляются звуковые сигналы (для привлечения внимания) и жесты (для выражения своего согласия, подтверждения поня­того и т. д.). Речевое общение на этой стадии свертывает­ся за счет исключения вопросов о предполагаемых дейст­виях, повторений и детализаций (развернутых объясне­ний) и введения неречевых средств сигнализации.

Планирование взаимодействия осуществляется быст­рее, и партнеры действуют значительно согласованнее. Это стадия, которую можно условно назвать «преде ы-гранность ю»,— предпосылка сработанности и сыгран­ности партнеров.

В данном  случае партнеры овладели  операциями  в связи с контекстом целостного процесса взаимодействия и сама ситуация становится достаточно информативной. На стадии «сыгранности»   (ситуация 3)  уже ак­тивно используются жестикуляторно-мимические средст­ва общения. Вместо названия комбинации партнеры про­сто называют зону и  (или)  высоту требуемой передачи. Речевые сигналы  все чаще выполняют  побудительную, стимулирующую     функцию.    Преобладание    неречевых средств общения логически оправдано, поскольку нет не-■ обходимости в развернутом   речевом   общении  и резко возрастает роль контекста самой деятельности.

Для стадии высокой

Оглавление